самых малорослых учеников. В настоящее время ему тридцать шесть лет, и он нормально развитой
мужчина. По-видимому, природа сумела наверстать упущенное и завершить работу, которую начала с таким
опозданием. Однако в течение восьми лет задержка развития заставляла его страдать, и в это время ничто не
гарантировало ему, что природа когда-либо восполнит его дефекты. В течение всего этого периода его
мучила мысль, что он навсегда останется «ребенком».
В этом возрасте можно было заметить, как начали формироваться его нынешние черты характера.
Пациент действовал так, будто он очень важная персона и словно каждый его поступок имеет огромное
значение. Что бы он ни делал, все это было рассчитано на то, чтобы привлечь к себе всеобщее внимание. С
течением времени он приобрел те черты характера, которые мы наблюдаем у него ныне.
После женитьбы пациент был постоянно озабочен тем, как бы внушить своей жене, что он на самом
деле значительнее и важнее, чем ей кажется, между тем как она посвящала все свое время демонстрации
того, что его утверждения относительно своего величия ложны! В этих условиях их отношения, которые
начали портиться еще во время помолвки, едва ли могли успешно развиваться, и в конце концов произошел
окончательный разрыв. В это время пациент пришел к врачу, поскольку распад семьи стал для него поводом
для окончательной потери уважения к себе, которое и ранее было основательно подорвано. Чтобы
излечиться, ему пришлось прежде всего узнать от врача, как понять природу человека, а затем как
распознать ошибку, сделанную им в жизни. И эта ошибка, эта неправильная оценка собственной
неполноценности, наложила отпечаток на всю его жизнь до начала лечения.
ГРАФИК ЖИЗНИ И КАРТИНА ВСЕЛЕННОЙ
Рассматривая подобные случаи, зачастую бывает уместно показать связь между опытом детства и
жалобами самого пациента; лучше всего представить это в виде графика, подобного тому, который
выражает математическую формулу. Это отношение имеет вид линии, соединяющей две точки. Во многих
случаях мы можем построить график жизни, психологическую кривую, отражающую развитие личности;
эта кривая показывает, каким поведенческим установкам следовал данный индивидуум начиная с самого
раннего детства. Возможно, некоторые читатели сочтут, что мы пытаемся принизить значение человеческой
судьбы, чрезмерно упростив ее. Другие скажут, что мы пытаемся опровергнуть тот факт, что каждый
человек хозяин своей судьбы, а значит, мы отрицаем свободу воли и человеческого разума. В том, что
касается свободы воли, это обвинение справедливо. Здесь мы имеем дело с определенной поведенческой
установкой. Ее окончательная конфигурация может до некоторой степени меняться, однако ее суть, ее
направленность и смысл остаются неизменными с самого раннего детства. Поведенческая установка
является определяющим фактором, хотя по мере того, как субъект
взрослеет, его меняющиеся взаимоотношения со взрослым миром могут незначительно видоизменять
проблему в некоторых отношениях. В ходе нашего исследования мы должны выяснить, каковы были самые
первые впечатления детства нашего пациента, поскольку младенческие впечатления определяют
направление, в котором развивался ребенок, а также то, как он будет реагировать на жизненные трудности.
Реагируя на эти трудности, ребенок применяет все данные ему от рождения физические и умственные
способности; те конкретные внешние воздействия, которые он ощущал с первых дней жизни, накладывают
отпечаток на его отношение к жизни и определяют его мировоззрение, его жизненную философию. Нам не
следует удивляться, если мы узнаем, что с раннего детства люди не меняют своего отношения к жизни, хотя
внешние проявления этого отношения в раннем детстве и в последующей жизни могут сильно различаться.
Поэтому очень важно относиться к маленькому ребенку так, чтобы он не получил ложного
представления о жизни. Сила и сопротивляемость его тела являются в этом процессе важным фактором. Не
менее важны социальное положение ребенка и характеры тех, кто его воспитывает. Хотя на первых порах он
реагирует на жизненные ситуации машинально и рефлекторно, в дальнейшей жизни его реакции
видоизменяются сообразно с некоей целью. Вначале его боль и радость обусловлены лишь физической
необходимостью, однако позднее он обретает способность уклониться от воздействия этих примитивных
потребностей и перехитрить их. Это происходит в период открытия ребенком самого себя, примерно в то же
время, когда он начинает называть себя «Я». Именно в это время ребенок осознает, что он так или иначе
зависит от окружающего мира. Эта зависимость неизменна и отнюдь не нейтральна, поскольку она
заставляет ребенка изменить свое поведение и отношения с окружающими соответственно требованиям,
которые предъявляют ему его мировоззрение и представление < о счастье и полноценной жизни.
Если мы вспомним о том, что говорилось по поводу телеологии (целенаправленности) человеческого
разума, становится все более понятно, что отличительной чертой этой поведенческой установки является
несокрушимая цельность. Необходимость обращаться с человеком как с единой личностью становится все
более и более очевидной в тех случаях, когда мы встречаем внешние проявления психологической цели,
которые на первый взгляд противоречат друг другу.
Есть дети, которые ведут себя в школе совсем иначе, чем дома, точно так же, как есть взрослые,
черты характера которых кажутся настолько противоречащими друг другу, что их настоящий характер
представляется нам тайной. Таким же образом движения и выражение лица двух людей могут быть внешне
одинаковыми, но тем не менее, когда начинают исследовать лежащие в их основе поведенческие установки,
они оказываются совершенно различными. Когда два индивидуума делают, как нам кажется, одно и то же,
каждый из них на самом деле делает нечто совершенно отличное от другого, и в то же время когда два
|