вспомним, как жестко обусловлены некоторые дефекты психического развития ребенка наследственными
физическими недостатками. Представим себе ребенка, который родился физически слабым и стал от этого
беспокойным и скованным. Если его отец появился на свет с тем же недостатком и вступал в жизнь тем же
путем, неудивительно, что ребенок совершает аналогичные ошибки и у него развились аналогичные черты
характера. Если взглянуть на теорию наследования приобретенных признаков с этой точки зрения, нам
станет ясно, что ее фактические основы очень шатки.
Исходя из описаний, данных нами ранее, мы можем заключить: каким бы отрицательным влияниям
не подвергался ребенок в ходе своего развития, наиболее серьезные последствия влечет за собой его
желание господствовать над себе подобными, стремление к личной власти, которая даст ему преимущества
по сравнению с ними. В нашей культуре он практически обречен развиваться по определенному образцу.
Если мы хотим предотвратить такое порочное развитие, нам необходимо знать и понимать возникающие
перед ним трудности. Есть лишь одна основополагающая позиция, которая поможет нам преодолеть все эти
трудности; это позиция развития социального чувства. Если ребенку привито социальное чувство, никакие
встреченные им препятствия не повредят его развитию. Однако поскольку в нашей культуре возможности
для развития социального чувства относительно ограничены, встреченные ребенком препятствия могут
сыграть в его жизни важную и, возможно, пагубную роль.
Стоит нам это понять, и нас уже не удивит, почему множество людей посвящают всю свою жизнь
борьбе, между тем как другим жизнь представляется юдолью слез. Мы должны понять, что эти люди
жертвы своего психического развития, которое пошло по ложному пути с тем плачевным результатом, что
все их отношение к жизни сформировалось неправильно.
Мы, таким образом, должны оценивать себе подобных с чрезвычайной осторожностью и прежде
всего никогда не позволять себе давать какие-либо моральные оценки, оценки, касающиеся нравственной
ценности того или иного человеческого существа. Напротив, мы должны пользоваться нашими знаниями на
благо общества. Мы должны подходить к заблуждающимся и обманутым людям с сочувствием, поскольку
мы гораздо яснее их понимаем, что происходит внутри них. На основе наших открытий возникают новые
важные взгляды на педагогику. Сама возможность распознать источник заблуждений дает нам в руки
множество мощных орудий для улучшения ситуаций. Анализируя структуру и развитие психики любого
человека, мы можем не только понять его прошлое, но также строить обоснованные предположения
относительно его будущего. Так наша наука дает нам некоторое представление о том, что реально
представляет собой тот или иной человек. Он становится для нас живым существом, а не просто картонной
марионеткой. Следовательно, мы способны ощущать его человеческую ценность гораздо более полно и
осмысленно, чем это характерно для нашей эпохи.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
НАУКА О ХАРАКТЕРЕ
10 ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ
КАК МЫ СТАНОВИМСЯ ТЕМ, ЧТО МЫ ЕСТЬ?
То, что мы называем чертой характера, является выражением каких-то попыток данной личности
приспособиться к миру, в котором она живет. Характер понятие социальное. Мы можем говорить о черте
характера, только рассматривая индивидуума во взаимосвязи с его социальной средой. Не так уж важно,
каков был характер Робинзона Крузо, по крайней мере, до его встречи с Пятницей. Характер это
психологическая модель, качество и природа взаимоотношений индивидуума с той средой, в которой он
живет. Это поведенческая установка, согласно которой он ведет борьбу за самоутверждение в соответствии
со своим социальным чувством.
Мы уже убедились, что превосходство, власть, порабощение других это цель, к которой
направлена деятельность большинства людей. Эта цель определяет мировоззрение индивидуума. Она
формирует его поведенческие установки и дает конкретное направление его разнообразным мыслям и
чувствам. Черты характера являются лишь внешними проявлениями стиля жизни и поведенческой
установки данного индивидуума. Соответственно, они дают нам возможность понять его отношение к
окружающей действительности, к себе подобным, к обществу, в котором он живет, и к проблемам
существования вообще. Черты характера суть инструменты, орудия, которые личность в целом использует
для обретения признания и самоутверждения; применение таких орудий личностью это и есть «техника»
жизни.
Черты характера не наследуются, как это многим кажется, и не проявляются от рождения. Они
являются как бы жизненным шаблоном, который позволяет каждому человеку жить и самовыражаться в
любой ситуации, будучи избавленным от необходимости сознательно ее осмысливать. Черты характера не
являются выражением унаследованных способностей или склонностей. Мы
приобретаем их с тем, чтобы
они помогали нам идти по жизни определенным путем. Например, ни один ребенок не рождается ленивым.
Ребенок становится ленивым потому, что лень ему кажется наилучшим средством облегчить себе жизнь и в
|