то же время позволяет ему сохранить ощущение собственной значимости. Стремление к власти также
можно до некоторой степени объяснить в рамках социальной установки лени. Индивидуум может
привлекать всеобщее внимание к какому-нибудь своему врожденному дефекту и таким образом спасать
лицо в случае поражения. Конечный результат такой интроспекции всегда примерно следующий: «Если бы
у меня не было этого дефекта, мои таланты получили бы блестящее развитие. Но, к несчастью, я
инвалид!» Другой индивидуум, ведущий затяжную войну с окружающей действительностью, причина
которой его необузданное властолюбие, разовьет в себе всевозможные орудия власти, способные помочь
его военным усилиям: такие, как честолюбие, зависть, недоверие и тому подобное. Мы полагаем, что такие
черты характера неотделимы от общего склада личности, но они не являются врожденными или
неизменными. При ближайшем рассмотрении мы обнаруживаем, что данная личность сочла их
необходимыми и приемлемыми для своего образа поведения и сформировала их с этой целью порой в
самом раннем детстве. Эти факторы не первичные, а вторичные, и к жизни их вызвала тайная цель данной
личности. О них необходимо судить с точки зрения телеологии.
Вспомним наши предыдущие объяснения, в которых мы показали, как стиль жизни индивидуума, его
действия, его поведение, его положение в мире тесно связаны с его целью. Мы не можем ни о чем подумать
и ничего предпринять, не имея какой-то определенной цели. Эта цель присутствует в сумрачных глубинах
психики ребенка и направляет его психологическое развитие, начиная с самых первых дней его жизни. Эта
цель дает его жизни форму и характер. Благодаря ей каждый индивидуум представляет собой обособленное
и неповторимое целое, отличающееся от всех других личностей. Все его действия и все проявления его
жизни направлены к этой тайной цели. Узнав эту цель, мы сможем познать и личность.
В том, что касается психики и характера личности, наследственность играет сравнительно
маловажную роль. Конкретных данных, подтверждающих теорию наследования черт характера, нет. Наш
характер формируется на самой ранней стадии жизни, настолько ранней, что кажется, будто он унаследован.
На самом же деле он приобретен благодаря наблюдению и подражанию. Причина, по которой те или иные
черты характера оказываются присущи целой семье, нации или расе, заключается в том, что один
индивидуум перенимает их у другого путем подражания или при участии в деятельности другого. Дети и
подростки непревзойденные имитаторы.
Жажда знаний, которая иногда выражается в желании видеть, может привести к тому, что у детей с
дефектами зрения разовьется такая черта характера, как любопытство, однако если того требует
поведенческая установка данного ребенка, та же жажда знаний может развиться в совершенно иную черту
характера. Один и тот же ребенок может удовлетворять ее тем, что будет исследовать вещи и разбирать их
или ломать. Между тем при других обстоятельствах такой ребенок может стать прилежным учеником и
полюбить книги.
Таким же образом мы можем исследовать склонность к недоверчивости у людей с дефектами слуха. В
условиях нашей цивилизации они подвергаются особой опасности и чутко улавливают эту опасность. К
тому же они являются предметом осмеяния и унижений, зачастую с ними обращаются как со слабоумными.
Эти факторы имеют решающее значение для развития недоверчивого характера. Поскольку глухие лишены
многих удовольствий, неудивительно, что они должны относиться к ним враждебно. Однако было бы
неправильно считать, что недоверчивость у глухих является врожденным признаком.
В равной мере ошибочна и теория, согласно которой врожденными являются криминальные
наклонности. На доводы ее сторонников мы можем возразить: во многих семьях вырастает несколько
преступников оттого, что старшие члены семьи передают свои антисоциальные установки младшим,
которые учатся на их примере. Детей в таких семьях с раннего детства учат, что воровство это выгодное
занятие, и таким образом они продолжают семейную традицию.
Примерно так же можно рассматривать и стремление к самоутверждению. Все дети сталкиваются в
жизни с таким множеством препятствий, что ни одному ребенку не дано вырасти без борьбы за
самоутверждение в чем-либо. Эта борьба может принять разнообразные формы, и каждый человек решает
проблему своего самоутверждения индивидуально. Наблюдаемое сходство между характерами отцов и
детей можно легко объяснить тем, что ребенок, стремясь самоутвердиться, копирует окружающих его
индивидуумов, которые уже самоутвердились и завоевали уважение других. Каждое поколение учится
подобным образом у предшественников и сохраняет то, что оно усвоило, пройдя через все трудности и
осложнения, к которым может привести это стремление к власти.
Цель достижения превосходства на другими это тайная цель. Наличие социального чувства не дает
жажде превосходства проявиться открыто она вырастает втайне и прячется за подходящим фасадом.
Однако следует вновь указать на то, что этот рост не был бы таким тропически роскошным, если бы мы,
люди, понимали друг друга лучше. Если бы каждый из нас обладал способностью видеть через маску своего
ближнего спрятанный за ней характер, то мы могли бы не только лучше защищать себя, но также
затруднить для других стремление к власти, поскольку эта игра не стоила бы свеч. В таких условиях
завуалированная борьба за превосходство исчезла бы. Поэтому для нас имеет смысл поближе рассмотреть
эти взаимоотношения и воспользоваться полученными экспериментальными данными.
Мы живем в таких сложных культурных условиях, что надлежащая подготовка к жизни очень
затруднена. Люди были лишены главного средства для развития психологической интуиции. Вплоть до
нашего времени единственной функцией школ являлось распределение сырого материала знаний между
|