Navigation bar
  Print document Start Previous page
 50 of 88 
Next page End  

подтвержденный и его грезами. Будет справедливо сказать, что психика молодого человека развивалась
неравномерно: ему явно не хватает социального чувства.
Разницу между подлинным и фальшивым социальным чувством показывает следующий анекдот.
Старушка, пытаясь сесть в автобус, поскользнулась и упала в снег. Она не могла встать, и немало людей в
спешке пробежали мимо, не замечая ее положения, пока не подошел мужчина и не помог ей встать. В этот
момент другой мужчина, который где-то прятался, вышел и приветствовал ее благородного спасителя
такими словами: «Слава Богу! Наконец-то я нашел приличного человека. Я стоял здесь пять минут и
смотрел, не поможет ли кто-нибудь старушке. Вы — первый, кто это сделал!» Этот случай демонстрирует,
как можно злоупотреблять мнимым социальным чувством. С помощью
такого очевидного обмана один
человек поставил себя судьей над всеми остальными. Он считает себя вправе хвалить и порицать, но сам не
шевельнул и пальцем, чтобы помочь.
Есть и более сложные случаи, в которых оценить социальное чувство того или иного человека не так
легко. Единственное, что можно предпринять, — это произвести тщательный анализ. Стоит сделать его, и
нам сразу же все станет ясно. Таков, например, случай с генералом, который, зная, что бой уже проигран,
продолжал его, что привело к бессмысленной гибели тысяч солдат. Этот генерал заявил, что действовал в
интересах страны, и многие с ним согласились. Тем не менее, какими бы соображениями он ни оправдывал
свое решение, трудно считать его хорошим человеком.
Чтобы составить верное суждение о таких неясных случаях, нам требуется оценивать их с некоей
универсальной точки зрения. В психологии личности такой точкой зрения может служить понятие
социальной полезности и блага человечества, «всеобщего благоденствия». Если мы примем эту точку зрения
за основу, мы легко сможем принимать решения по конкретным вопросам.
Степень развития социального чувства проявляется во всех действиях индивидуума. Она может очень
заметно проявляться внешне, например, в его манере смотреть на других людей, манере пожимать руки,
манере говорить. Вся его личность тем или иным способом производит на нас неизгладимое впечатление,
которое мы воспринимаем почти интуитивно. Порой из поведения того или иного человека мы
бессознательно делаем такие далеко идущие выводы, что все наше отношение к нему в дальнейшем
основывается исключительно на этих выводах. В своих лекциях мы только переводим это интуитивное
знание в сферу сознания, тем самым давая себе возможность проверить и оценить его и таким образом
избежать многих глубоких заблуждений. Ценность этого переноса бессознательной оценки в сферу сознания
заключена в том, что благодаря ему мы становимся свободнее от предрассудков (которые появляются, когда
мы составляем свои мнения в бессознательном, где они не поддаются нашему контролю и мы не имеем
возможности их изменить).
Повторю еще раз: никакую оценку характера человека нельзя делать в отрыве от контекста. Если мы
вырвем из его
жизни отдельные явления и будем судить их по отдельности — например, только его
физический статус, или его социальную среду и воспитание, — мы неизбежно сделаем ошибочные
заключения. Это немаловажный факт, поскольку он немедленно снимает с плеч человечества огромный
груз. Высокая степень самопознания позволяет нам вести себя более разумно и больше получать от жизни.
Наш метод позволяет вмешиваться и оказывать благоприятное влияние на других, особенно на детей, и
спасать их от злой судьбы, которая была бы им уготована в ином случае. Таким образом, никто не будет
обречен страдать всю жизнь просто из-за того, что воспитывался в плохой семье или его биография
складывалась неблагоприятно. Если только мы сможем достичь этого, это будет для нашей цивилизации
огромным шагом вперед. Целое новое поколение вырастет, не ведая страха и сознавая, что оно является
хозяином своей судьбы!
КАК РАЗВИВАЕТСЯ ХАРАКТЕР
Каждая черта характера, присущая данной личности, олицетворяет направление, в котором ее
психика развивалась с раннего детства. Это развитие может идти по прямой или изобиловать поворотами и
объездами. В первом случае ребенок стремится к реализации своей цели напрямую, и у него развивается
агрессивный, мужественный характер. В начале развития характеру обычно присущи именно такие
активные, агрессивные черты. Однако эта линия легко искривляется или меняется.
Первые трудности могут возникнуть, если противостоящие ребенку силы не дадут ему достигнуть
своей цели — превосходства на другими — лобовой атакой. Ребенок попытается каким-то образом обойти
эти трудности. В результате этого отклонения от прямого пути также возникнут специфические черты
характера. Другие препятствия на пути развития его характера — например, физические недостатки,
неудачи и поражения, нанесенные окружающими, — оказывают сходное влияние. Далее, огромное значение
имеет неизбежное влияние окружающего мира в самом широком смысле слова. Принципы нашей
цивилизации, выраженные в требованиях, сомнениях и эмоциях семьи и ребенка, в конечном счете
оказывают влияние на его характер. Воспитание в целом применяет методы и социальные установки,
рассчитанные на то, чтобы направить развитие ребенка по руслу преобладающих образа жизни и культуры.
Препятствия любого вида имеют роковое значение для развития характера по прямой. Там, где они
появляются, путь, выбранный ребенком для достижения своей цели — власти, — станет в большей или
меньшей степени отклоняться от прямой. Там, где препятствий нет, усилиям ребенка ничто не будет мешать
и он будет подходить к своим проблемам прямо. Назовем такого ребенка ребенком типа А. Во втором
Hosted by uCoz