случае тип Б мы видим совершенно иное дитя. У него отсутствует мужество ребенка типа А. Более
того, тип Б уже успел понять, что огонь жжет и что не все вокруг относятся к нему хорошо. Тип Б не пойдет
по пути к самоутверждению и власти напрямик, а применит серию обходных маневров. Его
психологическое развитие зависит от того, насколько он в этом преуспеет. Эти обходные маневры
определят, насколько он осторожен, расположен ли решать жизненные проблемы или он их просто обходит.
Ребенок типа Б не будет подходить к решению своих задач и проблем прямо. Если он становится трусливым
и робким, не хочет смотреть другим людям в глаза или говорить правду, это не означает, что его цели в чем-
то отличаются от целей ребенка типа А. Два человека могут действовать по-разному, но иметь одну цель.
До некоторой степени оба типа могут сосуществовать в одной и той же личности. Это происходит в
особенности тогда, когда характер ребенка не полностью сформировался, когда его принципы еще не
«окостенели», когда он не всегда выбирает один и тот же путь, а сохраняет достаточную гибкость, чтобы
искать другой подход, если первая попытка окажется неудачной.
Стабильность социальной и общинной жизни является первым условием успешной адаптации к
требованиям общества. Мы легко сумеем научить ребенка адаптироваться, если его отношение к
окружающей действительности не враждебно. Войну в семье можно прекратить только тогда, когда
родители способны обуздать свое стремление к власти с тем, чтобы оно не отражалось на ребенке. Если
вдобавок к этому родители понимают принципы развития ребенка, им, возможно, удастся избежать
развития чрезмерно «прямолинейного» характера, при котором мужество становится безрассудством, а
безрассудство переходит в чистой воды эгоизм. Аналогичным образом они смогут избежать и чрезмерной
строгости, ведущей к рабскому послушанию. Такого рода ошибки могут заставить ребенка замкнуться в
себе, поскольку он будет бояться говорить правду, опасаясь последствий.
Давление на ребенка в педагогике является обоюдоострым оружием оно приводит к мнимой
адаптации. Однако обязательное послушание это лишь внешнее послушание. Психика ребенка отражает
его общее отношение к окружающей действительности. Характер воздействия имеющихся препятствий на
волю ребенка прямой или косвенный также отражается на его личности. Ребенок обычно не способен
оценивать внешние факторы воздействия; а окружающие его взрослые либо ничего о них не знают, либо не
могут их понять. Характер встречающихся на пути ребенка трудностей и его реакция на препятствия
определяют склад его личности.
Мы также можем классифицировать людей в зависимости от их реакции на трудности. Во-первых,
есть оптимисты. Это индивидуумы, развитие характера которых в общем и целом шло по прямой линии.
Они встречают все трудности мужественно и не принимают их чересчур всерьез. Они всегда сохраняют
веру в себя, а относиться к жизни весело для них дело сравнительно легкое. Они не требуют от жизни
чересчур многого, поскольку у них правильная самооценка и они не считают себя обойденными или ни на
что не способными. Поэтому переносить жизненные бури им легче, нежели тем, кому трудности служат
лишь очередным оправданием веры в собственную слабость и никчемность. В самых трудных ситуациях
оптимисты сохраняют спокойствие и уверенность в том, что ошибки всегда удастся исправить.
Оптимистов сразу можно узнать по манере поведения. Они ничего не боятся, говорят откровенно и
свободно и не отличаются ни чрезмерной скромностью, ни чрезмерной сдержанностью. Если бы нас
попросили нарисовать портрет оптимиста, мы бы изобразили его с распростертыми объятиями, готовым
встретить ими любого себе подобного. Он легко устанавливает контакт с другими людьми и без труда
заводит друзей, поскольку он не подозрителен. Его речь не затруднена; он держится и передвигается
естественно и легко. В чистом виде такой тип личности встречается редко, если не считать маленьких детей.
Однако имеется множество менее выраженных разновидностей оптимизма и способности завязывать
социальные контакты, которые нас вполне удовлетворяют.
Совершенно иным типом являются пессимисты. Они представляют для педагогов наибольшие
проблемы. Это индивидуумы, у которых в результате пережитого и увиденного в детстве сформировался
«комплекс неполноценности». Испытанные ими трудности внушили им представление о том, что жизнь
штука нелегкая. Они всегда видят в жизни прежде всего темную сторону из-за своей пессимистической
философии, возникшей на почве неправильного воспитания в детстве. Они гораздо лучше оптимистов
осведомлены о трудностях жизни и легко падают духом. Их терзает чувство неуверенности в себе, и они все
время ищут посторонней поддержки. Во всем их поведении всегда чувствуется крик о помощи, поскольку
они не в силах жить самостоятельно. В детстве они постоянно плачут и зовут маму. Этот крик «Мама!»
иногда можно услышать от них даже в старости.
Гипертрофированная осторожность людей этого типа проявляется в их привычной манере держаться,
робкой и боязливой. Пессимисты всегда зациклены на бедах и опасностях, которые, возможно, ожидают их
за следующим поворотом. Само собой разумеется, пессимисты плохо спят. Кстати, сон является отличным
критерием развития человека, так как расстройства сна это признак повышенной тревожности и
ощущения неуверенности в себе. Такие люди будто все время находятся настороже, чтобы защититься от
подстерегающих повсюду угроз. Как мало радости доставляет им жизнь, и как плохо они ее понимают!
Индивидуум, который не может хорошо спать, тем самым демонстрирует порочную житейскую
философию. Если бы его умозаключения были верны, если бы жизнь и в самом деле была такой мукой, как
он считает, тогда он бы вообще не посмел заснуть! Будучи склонен истолковывать все естественные явления
жизни в отрицательном смысле, пессимист тем самым демонстрирует лишь свою неприспособленность к
|