Ему приходилось рано вставать. В результате он весь день чувствовал себя усталым и разбитым и не
мог обращать на работу никакого внимания. Разве могла теперь идти речь о том, чтобы сравниться с
сестрой! Для постороннего взгляда виной тому была не его неспособность, а его глубокое раскаяние,
угрызения совести, которые не давали ему покоя. Наконец-то он был защищен со всех сторон и совершенно
неуязвим: если бы он провалился, это можно было объяснить смягчающими обстоятельствами и никто не
мог бы сказать, что у него не хватило способностей. Если бы он выдержал экзамен, это бы доказало, что он
мог сделать это с самого начала, и те, кто считал его бездарным, были бы не правы.
Когда мы видим такие хитрости, то можем быть уверены, что в их основе лежит тщеславие. В
рассмотренном случае мы видим, что человек может заняться даже таким опасным делом, как мелкие
кражи, чтобы не быть уличенным в мнимом, а не действительном отсутствии способностей. Честолюбие и
тщеславие провоцируют в жизни такие трудности и уловки. Они убивают всю откровенность, все истинные
удовольствия, всю истинную радость и счастье жизни. И все ради того, что при ближайшем рассмотрении
оказывается чистейшей воды софизмом.
ИГРА В БОГА
Сказки, из которых все мы почерпнули столько сведений о природе человека, изобилуют примерами
опасности чрезмерного тщеславия. Рассмотрим одну сказку, особенно наглядно показывающую, что
необузданное тщеславие автоматически приводит к распаду личности. Это сказка Ганса Христиана
Андерсена «Кувшин с уксусом». Бедный рыбак живет в крошечной хижине. Он поймал рыбку и выпустил ее
на свободу, а она в благодарность исполняет его желание. Рыбак хочет получить новый дом, и его желание
исполняется. Но его честолюбивой жене этого мало; она настаивает на том, чтобы рыбак изменил свою
скромную просьбу и попросил замок. Однако это желание ведет к новым; она посылает своего мужа к рыбке
снова и снова и требует, чтобы ее сделали герцогиней, затем королевой и, наконец, богиней!
Рассерженная ее последним требованием, рыбка уплывает и покидает ее и рыбака навсегда.
Тщеславие и честолюбие не знают границ. Интересно видеть, как в сказках, а также в разгоряченном
воображении честолюбцев стремление к власти переходит в желание стать Богом. Мы на каждом шагу
видим тщеславных людей, которые либо действуют так, будто они боги или, по крайней мере,
полномочные представители Бога на земле, либо выражают мечты и желания, исполнить которые под силу
одному Богу. Эти проявления, стремления к тому, чтобы быть подобным Богу, являются крайним
выражением склонности, наличествующей во всех поступках данного индивидуума, и в основе ее
желание спроецировать себя за пределы своей личности.
Примеров такой склонности в наше время можно найти множество. Большая группа людей,
занимающихся спиритизмом, парапсихологическими исследованиями, телепатией и тому подобными
славными делами, состоит из тех, кто желает стать чем-то большим, нежели обычным человеком, кто желает
обладать сверхчеловеческими способностями, кто желает выйти за пределы пространства и времени и
беседовать с призраками и душами мертвых.
В ходе дальнейших исследований мы обнаруживаем, что немалая часть человечества склонна
требовать для себя места по правую руку от Бога. Еще и сейчас существует немало школ, чей
педагогический идеал уподобиться Богу. В прежние времена это был даже сознательный идеал всего
религиозного воспитания. Нам остается лишь с содроганием наблюдать его результаты, и сегодня мы
безусловно можем найти более разумную цель. Однако легко понять, что подобная склонность глубоко
укоренилась в человечестве. Помимо психологических причин, известно, что значительная часть
человечества получает первое представление о природе человека из догматов Библии, ставших расхожими
фразами, в частности о том, что человек создан по образу и подобию Божьему. Легко представить, какое
глубокое и опасное влияние на душу ребенка может оказать такое представление. Библия это,
безусловно, замечательная книга, которую нам следует постоянно читать и перечитывать, восхищаясь ее
прозорливостью, после того как наш разум созрел. Однако не следует преподавать ее детям во всяком
случае, без комментария. Пусть ребенок научится быть довольным жизнью и не претендовать на всякого
рода магическую силу и требовать, чтобы все вокруг были его рабами, и все якобы потому, что он создан
по образу Божьему!
В близком родстве с этой жаждой уподобиться Богу находится идеал сказочной Утопии, где любая
мечта становится явью. Дети редко всерьез верят в реальность подобных фантастических миров. Однако
если вспомнить, какой интерес проявляют дети к магии, нельзя сомневаться, что она может их соблазнять и
им очень легко погрузиться в фантазии. Вера в силу чар, магического воздействия на других сильна у
многих людей и может сохраняться до глубокой старости.
Есть один вопрос, в котором никто не свободен от суеверных мыслей: это вера в то, что женщины
способны опутывать своих любовников колдовскими чарами. Можно найти немало мужчин, которые живут
так, будто они считают, что околдованы своими сексуальными партнершами. Это суеверие напоминает нам
о тех временах, когда подобные воззрения были куда более распространены и в них верили гораздо более
буквально, чем теперь. Это была эпоха, когда любая женщина рисковала быть заклейменной как ведьма под
самым неосновательным предлогом, этот предрассудок висел, подобно кошмару, над всей Европой и
оказывал влияние на ее историю в течение многих десятилетий. Если мы вспомним, что жертвами этого
заблуждения стал миллион женщин, мы не можем назвать его безобидной ошибкой, но должны сравнить
|