воздействие этого суеверия с ужасами инквизиции и мировых войн.
Еще одна веха на дороге нашего стремления уподобиться Богу это удовлетворение нашего
тщеславия путем злоупотребления желанием достичь религиозного просветления. Достаточно вспомнить,
насколько важно бывает для
индивидуума, перенесшего душевный надлом, удалиться от себе подобных и
вступить в разговор по душам с Богом! Подобные индивидуумы считают себя особами, приближенными к
Богу, которого их благочестивые молитвы и истовое исполнение обрядов обязывают лично заботиться об их
благополучии. Подобные религиозные фокусы обычно настолько далеки от истинной религиозности, что их
психопатологическая природа бросается в глаза. Один из наших пациентов говорил, что не может заснуть,
не прочитав некую молитву, так как если он не вознесет эту молитву к небу, где-нибудь с каким-нибудь
человеком может случиться несчастье.
Чтобы понять всю несостоятельность этой идеи, достаточно всего лишь проверить логические
следствия утверждения пациента. В данном случае основное положение следующее: «Если я произнесу
свою молитву, ни с кем не случится никакого несчастья». Вот каким образом можно легко почувствовать
себя великим магом. Таким дешевым трюком человеку удается уверить себя в том, что он спас другого от
несчастья. В грезах таких религиозных индивидуумов мы обнаруживаем аналогичные склонности,
выходящие за пределы человеческих возможностей. В этих грезах мы видим пустые жесты, доблестные
подвиги, которые совершенно не способны изменить ход вещей, зато благодаря им мечтателю отлично
удается уйти от реальности.
В нашей цивилизации есть одна вещь, которая, как кажется, действительно обладает магической
силой; это деньги. Многие люди считают, что с помощью денег можно сделать все. Поэтому неудивительно,
что честолюбие и тщеславие приводит их к одержимости приобретением денег и собственности. В этом
свете их неутолимое стремление к приобретению мирских благ становится понятным, хотя с нашей точки
зрения оно кажется почти патологическим. Это опять-таки форма тщеславия, когда путем наращивания
собственности пытаются приобрести власть, подобную власти чародея. Один очень богатый человек,
который, уже обладая состоянием, способным удовлетворить любого, продолжал погоню за деньгами и
заболел психическим расстройством, даже признался: «Да, деньги обладают властью, которая влечет меня
снова и снова!» То, что понял этот человек, не смеют осознать многие другие. Сегодня обладание властью
тесно связано с обладанием деньгами и собственностью, и стремление к приобретению денег и
собственности для нашей цивилизации кажется настолько естественным, что никто не обращает внимания
на тот факт, что многих индивидуумов, тратящих свою жизнь на погоню за золотом, подстегивает просто-
напросто честолюбивое желание обрести власть, подобную божественной.
РЕВНОСТЬ
Ревность интересная черта характера, так как она очень распространена. Под ревностью мы
подразумеваем ревность не только в любовных, но и во всех остальных межчеловеческих
взаимоотношениях. Так, уже в детстве мы видим, как некоторые дети, пытаясь добиться превосходства над
другими, становятся ревнивыми. У тех же самых детей может также развиться непомерное честолюбие. Обе
эти черты характера раскрывают их враждебное отношение к миру. Ревность, сестра честолюбия, это
черта характера, которая может сохраняться всю жизнь, она возникает из чувства отверженности, а также из
чувства постоянной униженности.
Ревность почти всегда возникает у детей с появлением младшей сестры или брата, тот требует от
своих родителей больше внимания, и старший ребенок чувствует себя низложенным монархом. Особенно
ревнивыми становятся дети, которые до появления младшего ребенка купались в теплых солнечных лучах
родительской любви. История маленькой девочки, которая к восьми годам совершила три убийства,
показывает, до каких крайностей может довести это чувство.
Эта девочка несколько отставала в умственном и физическом развитии, и из-за болезненности ей не
давали заниматься какой-либо серьезной деятельностью. Вследствие этого ее положение было не лишено
приятности. Такое положение внезапно изменилось, когда ей исполнилось шесть лет и в семье появилась
младшая сестра. После этого характер девочки совершенно изменился, и она стала безжалостно и жестоко
преследовать свою маленькую сестренку.
Родители, которые не могли понять ее поведения, стали с ней строже и пытались доказать ей
неправильность ее поступков.
Однажды случилось так, что в ручье, протекающем около деревни, где жила эта семья, нашли
мертвой маленькую девочку. Через некоторое время обнаружили еще одну утонувшую девочку, и наконец
нашу пациентку застали в тот момент, когда она столкнула в воду третьего ребенка. Она призналась в
совершенных ею убийствах, после чего ее поместили в больницу для душевнобольных для наблюдения, а
затем в исправительную школу.
В данном случае ревность девочки к собственной сестре переносилась на других маленьких детей.
Было замечено, что она не испытывала враждебных чувств к мальчикам; по всей видимости, в своих
жертвах она видела свою младшую сестру и, убивая их, пыталась отомстить за перенесенное ею чувство
отверженности.
Проявления ревности встречаются еще чаще, когда в семье, кроме сестер, появляются братья.
Хорошо известно, что в условиях нашей цивилизации судьба девочки незавидна; нетрудно себе представить
|