и вы получите некоторое представление о том, какой невероятной заботы требует сохранение жизни
каждого человека, и сумеете понять, почему людям необходимо жить в обществе. Общество лучший
гарант нашего дальнейшего существования!
УВЕРЕННОСТЬ И АДАПТАЦИЯ
Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что по сравнению с другими формами жизни человек
является организмом неполноценным. Это чувство неполноценности и ненадежности существования всегда
присутствует в человеческом сознании. Это постоянный стимул к изобретению лучших способов адаптации
к жизни на Земле. Этот стимул заставляет людей добиваться того, чтобы не оказаться в невыгодном
положении по сравнению с остальным животным миром.
Инстинкт общественной жизни оказал человечеству великую услугу: он изощрил наше самое
замечательное орудие защиты от окружающих невзгод человеческий разум. Именно интеллект позволил
такому уязвимому существу, как человек, успешно адаптироваться к окружающей среде и уверенно в ней
существовать. Первобытным людям было бы гораздо труднее стать способными побеждать своих
естественных врагов, если бы они попытались обзавестись естественными орудиями защиты например,
рогами, когтями или клыками. Разум сумел немедленно прийти человеку на помощь и компенсировать его
физические недостатки. Постоянное чувство собственной неадекватности стимулировало у людей
способность предвидеть опасность и избегать ее, и благодаря ему разум сумел развиться и стать тем, чем он
является сейчас, органом мышления, чувств и действий. Общество сыграло в этом процессе адаптации
существенную роль, и с самого своего зарождения разум должен действовать в условиях общественной
жизни. Все его способности развиваются, опираясь на один основополагающий принцип: логику
общественной жизни.
Следующей ступенью развития умственных способностей человека нам, несомненно, следует считать
присущие людям понятия логического мышления, которые от своего зарождения обладают всеобщей
применимостью. Логично лишь то, что полезно всем. Членораздельная и логичная речь это чудо,
отличающее человеческие существа от всех остальных животных, является жизненно необходимым
инструментом общественной жизни. Феномен речи, форма которой ясно указывает на ее общественное
происхождение, опять-таки нельзя оторвать от понятия общей полезности. Речь была бы совершенно
ненужной индивидууму, живущему в одиночку; она может пригодиться лишь в условиях общества. Это
продукт общественной жизни, связующее звено между личностями в обществе. Общественное
происхождение речи подтверждается примером тех индивидуумов, которые выросли в условиях
затрудненных или невозможных контактов с другими людьми. Некоторые из этих людей порвали все нити,
связующие их с обществом, по своей воле; другие оказались жертвой обстоятельств. В любом случае они
страдают дефектами речи или заиканием и неспособны выучить иностранные языки. Все указывает на то,
что овладеть искусством речи и сохранить этот навык можно только в условиях развитых контактов с
другими людьми.
Речь необычайно важна для развития человеческой души. Логическое мышление реально лишь при
посредстве языка, который дает нам возможность создавать понятия и осознавать различия в значениях.
Сами наши мысли и чувства становятся понятными лишь тогда, когда мы признаем, что подобное
испытываем не мы одни; наше наслаждение прекрасным основывается на знании того, что признание,
понимание и чувство красоты всеобщи. Отсюда следует, что такие идеи и понятия, как разум, интеллект,
логика, этика и эстетика не являются личным делом каждого, а рождаются в процессе общественной жизни
человечества. Все это связи между индивидуумами, назначение которых сохранение цивилизации.
СОЦИАЛЬНОЕ ЧУВСТВО
Теперь мы можем понять, что любые правила, имеющие целью обеспечить выживание человечества,
как-то: кодексы законов, тотемы и табу, суеверия и образование, должны определяться понятиями
данного общества и соответствовать им. Мы уже упоминали этот тезис в связи с религией. Мы считаем
адаптацию личности к обществу важнейшей психологической функцией как личности, так и общества. То,
что мы называем справедливостью и праведностью и считаем самыми ценными чертами характера человека,
не что иное, как исполнение условий, вытекающих из социальных нужд человечества. Эти условия
формируют характер и направляют действия личности. Ответственность, верность, откровенность,
правдивость и тому подобное это достоинства, которые возникают и поддерживаются лишь благодаря
незыблемым принципам общественной жизни. О том, хорошо или плохо то или иное качество характера, мы
можем судить, лишь глядя на него глазами общества. Хорошие поступки, например достижения в науке,
политике или искусстве, становятся достойными внимания лишь тогда, когда доказана их ценность для всех.
Критерии, по которым мы судим о той или иной личности, определяются ценностью этой личности для
человечества в целом. Мы сравниваем личность индивидуума с идеальным образом личности, которая
выполняет свои задачи и преодолевает лежащие перед ней трудности с пользой для общества в целом,
личности, чье социальное чувство высокоразвито. Если воспользоваться словами одного из наших
сотрудников, Карла Фуртмюллера, это такая личность, «которая ведет жизненную игру согласно законам
общества».
В ходе наших исследований станет все более очевидно, что хорошо приспособленная к жизни в
|