обществе личность не может сформироваться, если не прививать ей глубокого сознания единства с
человечеством и не обучать искусству быть цельным человеком.
3 РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
Общество налагает на нас определенные обязанности, которые оказывают влияние на нормы и формы
нашей жизни, а также на наше умственное развитие. Общество имеет органическую основу. Точкой, где
индивидуум и общество смыкаются, можно считать тот факт, что человеческий род состоит из двух полов. В
сообществе, созданном мужем и женой, люди удовлетворяют свое стремление к жизни, добиваются
уверенности в себе и обеспечивают свое счастье. Если мы вспомним, как продолжительно взросление
ребенка, это подтвердит нам, что человеческая жизнь не может развиваться вне общества, дающего ей
защиту. Различные обязанности, связанные с жизнью, несут с собой необходимость разделения труда,
которое не только не изолирует людей друг от друга, но и усиливает их связи между собой. Каждый должен
помогать ближнему; каждый должен ощущать свою связь с товарищами. Так было положено начало
межличностным отношениям. Теперь мы должны более подробно рассмотреть те отношения, в которые
вступает ребенок после своего рождения.
МЛАДЕНЧЕСТВО
Будучи зависим от помощи общества, каждый ребенок оказывается лицом к лицу с миром, который
дает и берет, который требует адаптации к себе, но в то же время удовлетворяет его жизненные
потребности. Удовлетворению инстинктов ребенка мешают препятствия, столкновение с которыми
болезненно. В начальный период жизни он осознает, что есть другие люди, и они могут удовлетворить свои
нужды более полно и лучше приспособлены к жизни. Можно сказать, что его психика рождается в тех
ситуациях детства, которые требуют интеграции для того, чтобы обеспечить возможность нормальной
жизни. Наша душа достигает этого, оценивая каждую из ситуаций и выходя из нее таким образом, чтобы как
можно полнее удовлетворить наши инстинкты с наименьшим вероятным дискомфортом.
Таким образом, ребенок приучается преувеличивать размеры и силу, необходимые для того, чтобы
открыть дверь или передвинуть тяжелый предмет, а также признает право других отдавать ему приказания и
требовать послушания. У него возникает желание вырасти, стать таким же сильным, как другие, или даже
еще сильнее. Доминировать над окружающими становится главной целью его жизни, поскольку старшие,
хотя и обращаются с ним как с существом низшего порядка, обязаны о нем заботиться из-за самой его
слабости. У него имеются две возможности: либо подражать действиям и методам взрослых, которые он
видит, наблюдая за ними, либо демонстрировать свою слабость, что те же самые взрослые воспринимают
как требование их помощи, на которое нельзя ответить отказом. Мы постоянно видим у детей эту
бифуркацию психологических склонностей.
Формирование типов характера начинается в раннем возрасте. В то время как одни дети развиваются
по пути накопления сил и стараются добиться признания благодаря мужеству и уверенности в себе, другие
как бы спекулируют на своих слабостях и стараются их всячески демонстрировать. Достаточно
понаблюдать за поведением, выражением лица и манерой держаться тех или иных детей, чтобы понять,
какой из двух групп они принадлежат. Каждый из типов характера имеет значение только в том случае, если
мы поймем его взаимоотношения с окружающей средой, а окружающая ребенка среда обычно отражается в
его поведении.
Основой основ развития ребенка является его стремление компенсировать свои слабости; из этого
чувства неполноценности возникает тысяча талантов и способностей. Ситуации, в которые жизнь может
поставить детей, имеют между собой огромные индивидуальные различия. В некоторых случаях мы видим,
что окружающая среда несет в себе угрозу для ребенка, и у него возникает впечатление, будто весь мир
является враждебной территорией. Это мрачное впечатление создается из-за несовершенства восприятия и
мышления ребенка. Если его воспитание не противодействует этому заблуждению, личность ребенка может
развиться таким образом, что он будет всегда поступать так, будто мир это враждебная территория. Его
убеждение во враждебности мира будет расти с каждым затруднением, встреченным им на жизненном пути.
Подобное часто случается с детьми, имеющими от рождения какой-нибудь физический недостаток. Такие
дети относятся к окружающему миру совсем иначе, нежели те, кто приходит в мир без подобных
недостатков. Эта так называемая органическая неполноценность может выражаться в затрудненности
движений, пороках тех или иных органов или пониженной сопротивляемости инфекциям, приводящей к
частым болезням.
Физические недостатки не единственная причина трудностей, с которыми сталкивается ребенок
при вступлении в мир. Любые неразумные требования, предъявляемые ребенку введенной в заблуждение
семьей (или недопустимая форма, в которой предъявляются эти требования), сравнимы по воздействию с
материальными препятствиями вокруг него. Ребенок, пытающийся адаптироваться в мире, внезапно
наталкивается на препятствия, особенно если он растет в семье, которая сама пала духом и где господствует
пессимизм, очень легко передающийся ребенку.
ВЛИЯНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
|