Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 88 
Next page End  

обществе личность не может сформироваться, если не прививать ей глубокого сознания единства с
человечеством и не обучать искусству быть цельным человеком.
3 РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
Общество налагает на нас определенные обязанности, которые оказывают влияние на нормы и формы
нашей жизни, а также на наше умственное развитие. Общество имеет органическую основу. Точкой, где
индивидуум и общество смыкаются, можно считать тот факт, что человеческий род состоит из двух полов. В
сообществе, созданном мужем и женой, люди удовлетворяют свое стремление к жизни, добиваются
уверенности в себе и обеспечивают свое счастье. Если мы вспомним, как продолжительно взросление
ребенка, это подтвердит нам, что человеческая жизнь не может развиваться вне общества, дающего ей
защиту. Различные обязанности, связанные с жизнью, несут с собой необходимость разделения труда,
которое не только не изолирует людей друг от друга, но и усиливает их связи между собой. Каждый должен
помогать ближнему; каждый должен ощущать свою связь с товарищами. Так было положено начало
межличностным отношениям. Теперь мы должны более подробно рассмотреть те отношения, в которые
вступает ребенок после своего рождения.
МЛАДЕНЧЕСТВО
Будучи зависим от помощи общества, каждый ребенок оказывается лицом к лицу с миром, который
дает и берет, который требует адаптации к себе, но в то же время удовлетворяет его жизненные
потребности. Удовлетворению инстинктов ребенка мешают препятствия, столкновение с которыми
болезненно. В начальный период жизни он осознает, что есть другие люди, и они могут удовлетворить свои
нужды более полно и лучше приспособлены к жизни. Можно сказать, что его психика рождается в тех
ситуациях детства, которые требуют интеграции для того, чтобы обеспечить возможность нормальной
жизни. Наша душа достигает этого, оценивая каждую из ситуаций и выходя из нее таким образом, чтобы как
можно полнее удовлетворить наши инстинкты с наименьшим вероятным дискомфортом.
Таким образом, ребенок приучается преувеличивать размеры и силу, необходимые для того, чтобы
открыть дверь или передвинуть тяжелый предмет, а также признает право других отдавать ему приказания и
требовать послушания. У него возникает желание вырасти, стать таким же сильным, как другие, или даже
еще сильнее. Доминировать над окружающими становится главной целью его жизни, поскольку старшие,
хотя и обращаются с ним как с существом низшего порядка, обязаны о нем заботиться из-за самой его
слабости. У него имеются две возможности: либо подражать действиям и методам взрослых, которые он
видит, наблюдая за ними, либо демонстрировать свою слабость, что те же самые взрослые воспринимают
как требование их помощи, на которое нельзя ответить отказом. Мы постоянно видим у детей эту
бифуркацию психологических склонностей.
Формирование типов характера начинается в раннем возрасте. В то время как одни дети развиваются
по пути накопления сил и стараются добиться признания благодаря мужеству и уверенности в себе, другие
как бы спекулируют на своих слабостях и стараются их всячески демонстрировать. Достаточно
понаблюдать за поведением, выражением лица и манерой держаться тех или иных детей, чтобы понять,
какой из двух групп они принадлежат. Каждый из типов характера имеет значение только в том случае, если
мы поймем его взаимоотношения с окружающей средой, а окружающая ребенка среда обычно отражается в
его поведении.
Основой основ развития ребенка является его стремление компенсировать свои слабости; из этого
чувства неполноценности возникает тысяча талантов и способностей. Ситуации, в которые жизнь может
поставить детей, имеют между собой огромные индивидуальные различия. В некоторых случаях мы видим,
что окружающая среда несет в себе угрозу для ребенка, и у него возникает впечатление, будто весь мир
является враждебной территорией. Это мрачное впечатление создается из-за несовершенства восприятия и
мышления ребенка. Если его воспитание не противодействует этому заблуждению, личность ребенка может
развиться таким образом, что он будет всегда поступать так, будто мир — это враждебная территория. Его
убеждение во враждебности мира будет расти с каждым затруднением, встреченным им на жизненном пути.
Подобное часто случается с детьми, имеющими от рождения какой-нибудь физический недостаток. Такие
дети относятся к окружающему миру совсем иначе, нежели те, кто приходит в мир без подобных
недостатков. Эта так называемая органическая неполноценность может выражаться в затрудненности
движений, пороках тех или иных органов или пониженной сопротивляемости инфекциям, приводящей к
частым болезням.
Физические недостатки — не единственная причина трудностей, с которыми сталкивается ребенок
при вступлении в мир. Любые неразумные требования, предъявляемые ребенку введенной в заблуждение
семьей (или недопустимая форма, в которой предъявляются эти требования), сравнимы по воздействию с
материальными препятствиями вокруг него. Ребенок, пытающийся адаптироваться в мире, внезапно
наталкивается на препятствия, особенно если он растет в семье, которая сама пала духом и где господствует
пессимизм, очень легко передающийся ребенку.
ВЛИЯНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
Hosted by uCoz