множества Логос обнаруживает себя в новом качестве как единство этого множества; ибо
идея иерархичности пронизывает и касается всех индивидов данного множества, которые по
отношению к этой идеи выступают как элементы и только в своем единстве дают
возможность проявить себя Логосу на новом качественном уровне; проявить себя в новом
качестве как единство множественности. Но сразу отметим, что не существует безусловного
единства в изменяемой части Логоса; безусловное единство царит только в его базисной
части и проявляется в каждой точке бытия. К тому же бытие изменчивой части Логоса всегда
относительно, то есть каждая его часть неотъемлемо переплетается в отношениях с другими
частями, абсолютно же бытие только базисной части Логоса, всегда содержащей в себе
элемент вечности.
Каждая точка бытия является обособленной точкой, отличающей себя от других точек;
здесь изменчивая часть Логоса рассыпается в множественность и представляется как
качественное разнообразие, но вместе с тем фундаментальная часть Логоса в каждой точке
бытия выступает как единство. То есть бытие Логоса есть одновременно как единство и как
противостояние: каждая точка, захваченная изменчивой частью Логоса, выступает как
самость, но вместе с тем она насквозь пронизана всеохватывающим единством бытия, то есть
базисной частью Логоса. Для правильного понимания, о чем здесь идет речь, важно отметить,
что под точкой бытия мы понимаем некоторую его качественную обособленность; это может
быть и человек, и его клетка и т. п., то есть определенный квант качества. В каждой точке
бытия наблюдается фундаментальное единство, но каждая точка отличает себя от другой
точки и противостоит ей в силу своей качественной отличенности. Так, все люди братья, и во
всех заложены одинаковые принципы логики, все понимают, что есть «да», а что есть «нет»,
но вместе с тем все люди отличаются друг от друга (качественно) и потому часто на одни и те
же вещи смотрят разными глазами. Порою люди бывают просто глухи друг к другу и просто
не могут понять друг друга, ибо находятся на разных качественных уровнях бытия.
Как раз на том основании, что бытие фундаментальной (базисной) части Логоса являет
себя как единство, и проявляется такой феномен как самоорганизация: в каждой точке бытия
Логос, проявляющий себя как интегрирующее начало, качественно определяет положение
каждой своей точки относительно других точек: он как бы видит себя одновременно во всех
своих точках и вместе с тем в каждой точке выступает как другой (борьба всех против всех).
К объективности мира. Взгляд на со-бытийность: закройте глаза, вроде, мир перестает
для вас существовать, но вы все же тактично чувствуете его, чувствуете на запах; лишиться
запаха еще можно, но тактильности? Даже, если вы потеряете ощущение мира, вообще
всякое его восприятие, то все же останется ощущение тяжести; можно также оказаться в
невесомости, но вы не перестанете быть включенным в этот мир, и как-то с ним
взаимодействовать; хотя бы ваше внутреннее давление уже зависит от окружения. Если вы
даже умрете, то метаморфозность вашего тела все также окажется интегрально включенной в
бытие.
3
Если мы проведем мысленное деление объекта на части до его изничтожения, то в
пределе мы получим точку как абстрактный предельный объект математики (ибо в
реальности точки не существует, поскольку точка отрицает материю; точка есть атом ничто).
Таким образом, точка есть идеальный момент Логоса и в понятии точки мы соприкасаемся с
насквозь идеальной сущностью Логоса (в пределе деления материального объекта мы
находим идеальный момент).
Вообще, всякое абстрагирование есть соприкосновение с чистым бытием Логоса. В
сознании Логос находит свое идеальное отражение. И именно в сознании человека Логос
|