достигает некоторой степени свободы от материальной обусловленности своего бытия, в
сознании бытие Логоса может быть представлено как фантазия. Напомним, что путь
человечества это путь высвобождения Логоса, где мечта Логоса, его идея есть
независимое от материи бытие бытие духа; но надо четко понимать, что абсолютная
свобода духа невозможна, возможна только та или иная степень его свободы и
безусловности. Например, бытие Логоса в сознании в качестве фантазии достигает высокой
степени свободы, но все же эта фантазия привязана к человеку и есть только определенное
качественное состояние его сознания, бытие как образ или идея.
Направление развития Логоса есть постепенное восхождение его в своем качестве, есть
путь высвобождения его из-под власти материи как условия его бытия. Логос стремится стать
безусловным, это можно проследить, рассматривая постепенное усложнение организмов.
Так, растение, своими корнями уходящее в землю и не имеющее еще возможности
высвободиться от заземленности, есть более низкий качественный уровень бытия; бытие
Логоса как животного есть высвобождение его из-под жесткой привязки к месту обитания,
животное может передвигаться на своих ногах
куда ему вздумается; человек есть уже более
высокое качественное состояние Логоса; здесь бытие в качестве духа, в качестве образа и
идеи достигает наивысшей стадии своего освобождения от материи; следующей ступенью
восхождения Логоса является историческое развитие человечества, через которое красной
нитью проходит идея свободы человека как личности, что дает возможность Логосу
подняться еще на ступень восхождения к своей безусловности.
Интересно отметить, что общепринятым является одновременное презрение и
признание необходимости материальной обусловленности жизни, в этом состоит антагонизм
и основа нашего разделения материи как условия бытия Логоса и того, что есть наиболее
(материю мы потеряли; мы можем говорить лишь о степени идеализации) идеальное
самого Логоса. Этот антагонизм есть, по сути, разделение практического и теоретического,
есть разделение людей на тех, кто пестует земное и тех, кто стремится воспарить над землей.
Но надо признать, что значение человека как раз познается величием идей, которым он
служит, и этим признается значимость идей, как наиважнейшей ипостаси Логоса, над тем,
что их обуславливает, материей. Таким образом, этот антагонизм есть антагонизм между
идеями, которым служат разные люди.
4
В сознании человека Логос обрел себя и получил возможность управлять собой через
свое собственное отражение, такова, например природа воплощения в жизнь изобретений. К
примеру, математика воссоздает определенную часть Логоса, а именно, представляет бытие
Логоса как пространство, время и множество, то есть отражает структурную сущность
Логоса, она схватывает его форму. Математика как бы выхватывает фундаментальную часть
Логоса из его изменчивой части и видит бытие как взаимоотношение форм и чисел.
И только с рождением человека Логос смог узреть себя через отражение себя в сознании
человека и познать свое собственное единство. Это единство выделяется и познается на
уровне сознания как идея, в сознании человека идея становится самостью и обретает себя.
Идея по своей сути есть проявление Логоса, который относится к себе через сознание
человека. В сознание человека Логос как бы отрывается от материального условия своего
бытия и приобретает некоторую степень свободы в качестве самости отражения.
Бытие Логоса в виде фантазии есть условное проявление свободы Логоса, есть то, к
чему стремится Логос. По сути, фантазия есть высвобождение бытия, есть его рождение.
Через человеческое сознание Логос творит себя (объективизируется). Человек есть тот
качественный уровень бытия Логоса, с которого Логос может сильно менять себя (изменение
окружающей среды). Фантазия, конечно, детерминирована материальными условиями своего
|