явлений
психического автоматизма, зловещей неземной вычурной тревожной непонятности
происходящего и т. д. То, что импонирует как разорванность мышления, вполне объясняется состоянием
острейшей маниакальной спутанности с элементами «скачки идей».
У больного обнаруживается бред величия: он стоит в центре спасения человечества, но при этом
нет маниакальной оптимистической радости, отчетливо звучит боль за людей. Возможно, состояние
имеет смешанный характер: депрессивно-тревожную интонацию с преобладанием все-таки
маниакального компонента, по причине которого больной неистово возбужден, переполнен
впечатлениями, охвачен жутким аппетитом и при этом, возбужденно сжигая себя, неуклонно худеет, не
спит, однако не теряет недюжинной физической силы, наблюдательности.
Для того чтобы понять отзвук боли даже в мании, уместно вспомнить, как отмечал П. М.
Зиновьев, что Гаршин «писал преимущественно в гипоманиакальных состояниях, хотя содержание
некоторых его произведений носит на себе отпечаток глубокой скорби» /115, с. 131/. Также возможно,
что диатетическая пропорция радости и печали в маниакальном состоянии может преобразовываться в
смесь экзальтации и боли.
Одухотворенный психоз обычно несет в себе онтологические, эсхатологические и
харизматические элементы. Мы видим это и у нашего больного. Онтологическая составляющая
проявляется в том, что он постигает сущность бытия, расстановку главных движущих сил мироздания и
сам оказывается в центре последних. Эсхатологический элемент состоит в том, что больному
становится ясна судьба мира, его гибель во зле или возрождение. Ему также открывается, как это может
произойти. Харизматическое измерение выявляется тем, что больной берет на себя роль героя и тем
самым обретает высокий смысл жизни. Больной преисполнен решимости спасти людей разом и
окончательно от всего мирового зла, принося ради этого в жертву свою жизнь. Тут просматриваются
христианский мотив и также, вероятно, заветное желание автора: если бы Гаршин мог найти способ, как
спасти людей от несчастий, то, несомненно, поступил бы так же, как его герой. Эти три элемента еще
более резко проявляются в одухотворенных
шизофренических психозах, но там они носят более
метафизический характер /67, с. 134-139/. Нашим же больным владеет не метафизика, а горячее
деятельное добро, столь свойственное и самому автору «Красного цветка».
Зиновьев в своей книге кратко, но содержательно дает психиатрический анализ жизни писателя.
В своих воспоминаниях друг Гаршина Фаусек отмечал, что в человечестве наступила бы полная
гармония, если бы у всех людей был такой характер, как у Всеволода Михайловича. Гаршину было
характерно уважение к правам и чувствам других людей и признание достоинства во всяком человеке,
вытекающее не из рассуждений, а из сердца. Его отличало синтонное умение «войти в круг желаний и
понятий своего собеседника, понять и оценить значение тех интересов, которые его занимали... Он
любил трунить и добродушно подсмеиваться над своими друзьями. Но я в жизни не слыхал, чтобы он
сказал кому-либо в лицо самую незначительную колкость». При этом Гаршин решительно и страстно
становился на защиту обиженного человека. Фаусек вспоминает, что, несмотря на затаенную грусть, «у
него была огромная способность понимать и чувствовать счастье жизни... все источники радости и
наслаждения в человеческой жизни были ему доступны и понятны».
Поведение Гаршина «во время приступов болезни рисует его личность, может быть, еще лучше,
чем в периоды здоровья». Зиновьев предполагает, что Гаршин во время гипоманиакальных приступов
был наиболее полноценным человеком. Болезнь разжигала то, что жило в нем и в здоровом состоянии.
Не только его личность определяла болезнь, но и болезнь определяла его личность. Такая связь личности
и психоза типичней для МДП, чем для шизофрении.
Эпилепсия
Эпилепсия была известна за много веков до н. э. Указания на эпилепсию встречаются в
индийской медицине периода Вед. В сочинении Гиппократа «О священной болезни» эпилепсия
рассматривается в качестве болезни головного мозга, вызываемой естественными причинами, а не
таинственными силами. Описание эпилепсии с рядом лечебно-профилактических советов мы находим
в трудах известного медика Ибн-Сины (Авиценны). В настоящее время изучение и лечение эпилепсии
|