разным людям, редко случается, чтобы один понял все. Поэтому и дружба с каждым человеком
неповторима. Дружба это не стадом, а индивидуально и для чего-то». У меня было такое чувство, что
я слушаю немало пожившего на свете грустного и умного философа. Как, когда девочка успела прийти к
таким выводам?
«Ася, а что для тебя значит одиночество?» спросил я. «О, это святое», встрепенулась она.
Ей трудно, когда двоюродная сестренка ее отвлекает, ведь так нужно время. «Непонятно, куда люди так
спешат, как они успевают понять, куда и зачем бежать. Мне требуется одиночество, чтобы не просто
думать, а погрузиться в свои мысли и чувства. Когда почувствуешь, что ты думаешь и чувствуешь, то и
живешь по-другому: как будто с душой обнялась, охватила ее. Только не поймите меня неверно, люди
мне тоже очень нужны», спешит добавить Ася.
Постепенно мы дошли до главной Асиной проблемы. Было хорошее время, когда мама не
работала. Они часто сидели втроем в одной комнате, о чем-то разговаривали, Ася лежала на коленях у
папы и, согреваясь теплом папиных колен, медленно засыпала, успевая подумать: «Как хорошо!» И вот
теперь мамы дома нет. «Я прихожу из школы, так устала, так хотела быть рядом с папой и мамой, а ее
нет, и мне страшно. В голове крутится лишь одна мысль это ненормально. Не подумайте, что я не
понимаю, что нужны деньги и мама вынуждена работать. Мой ум это понимает, а все существо нет.
Почему, ну почему же мамы нет?»
Я чувствую, что Асин вопрос адресован не правительству, которое не может обеспечить папу
домашней кабинетной философской работой, он устремлен на самую последнюю глубину ответов. И тут
мне вспоминаются так называемые детские «заумные» вопросы: почему стол это стол, а стул это
стул, круглое круглое, а у треугольника ровно три стороны, папа папа, а мама мама. Любой
ответ оказывается поверхностней вопроса. «Бытие, почему ты именно такое?» глубинный подтекст
таких вопросов.
И снова мамина версия о переживаниях дочери совсем невпопад: дело не в том, что девочка
боится за маму, а в том, что она не может освоиться с «ненормальностью», вторгшейся в ее жизнь.
Дифференциальный анализ
Мне представляется, что корень страдания девочки лежит в ее неспособности вписаться своей
личностью в самую обычную окружающую действительность, что вызывает в ней душевную боль,
растерянность, «промельки» ужаса.
Реалистические тревоги по поводу пьянства отца, больших злых собак, опасения за маму идут
вторым, малозаметным эшелоном. На первом плане иное: Ася обнаруживает пронзительную неземную
чувствительность, не свойственную здравому смыслу.
И шизоидные, и шизофренические люди в поисках Красоты, Истины нередко снимают шелуху
условностей с обыденной реальности, но происходит это по-разному и с разным результатом.
Условность, в узком смысле, является продуктом договоренности между людьми, а в широком смысле
это все то, что не соответствует правдивой сути Бытия. Шизоиду условности могут претить,
утомлять, но они намертво не схватывают его, напротив, он способен проходить сквозь них. Снимая
налет «случайных черт», он обнаруживает в мире неземную Гармонию. Ему хорошо от результата своих
поисков (хотя путь может быть долог и труден) все ложится философически стройно, соразмерно
изгибам его Души /18/. Шизоидный человек может вполне понять и даже разделить Асины
переживания, но проблемы с собачками, халатами, униформой (если, конечно, его самого в нее не
засунут) вряд ли станут его реальной, непреодолимой жизненной трудностью.
У Аси отношения с условностями иные. Она их не приемлет, но они не стираются, а, наоборот,
встают во весь рост, вплетаются в ткань ее восприятия мира. Встреча с ними сопровождается
выраженной организмической реакцией, даже ужасом это глубже, чем духовная неприязнь
условностей у шизоида. Ожившие вещи в виде маленьких собачек, врачи в ненужных мертвецких белых
халатах, группки милиционеров в униформе, похожие на инопланетян, детская дружба при абсурде ее
стадности,
глубинный ужас отсутствия полного семейного очага вся эта смесь земного и
фантастического как бы пришла в ее мир с полотен сюрреалистов. Если сгустить краски, то можно
сказать, что Ася стоит на пороге бредового восприятия, еще шаг и... кто знает, насколько тогда
|