Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 300 
Next page End  

ступающий за этим аллегорическим сходством сквозь льющийся по диагонали свет, — это
выпуклая ирония избытка реальности.
Глубина тут вывернута наизнанку: вместо убегающих вдаль линий ренессансного
пространства в обманке эффект перспективы некоторым образом проецируется вперед.
Объекты здесь уже не бегут панорамой перед обшаривающим их глазом (привилегия
паноптического взгляда), но сами "обманывают" глаз благодаря своего рода внутреннему
рельефу — не потому, что внушают веру в реальный мир, которого не существует, но потому,
что, вступив в игру, опрокидывают привилегированную позицию взгляда. Глаз перестает
быть генератором развернутого пространства, становясь вместо этого внутренней точкой
схождения проходящих через объекты линий. Впереди расползается совсем иная вселенная
— здесь нет горизонта, никакой горизонтальности, это как тусклое зеркало, в которое
упирается взгляд, и позади него — ничего. Такова, собственно, сфера видимости:
самим вам ничего не видать, это вещи вас видят, они не убегают от вас, но бросаются вам
навстречу, освещенные этим светом, который льется невесть откуда, бросая эту тень, которая
никак не может утянуть их в настоящее третье измерение. Ведь это измерение, измерение
перспективы, всегда указывает также глубину нечестности знака по отношению к реальности
— вся наша живопись со времен Ренессанса растлевается этой нечестностью.
122
Hosted by uCoz