Отсюда контрастирующая с эстетическим наслаждением жутковатая странность обманки,
отсюда Unheimlichkeit диковинного рассвета, в чьих лучах является она этой сверхновой
реальности Запада, что триумфально прорастает из Ренессанса: обманка есть ее иронический
симулякр. Сюрреализм был тем же самым по отношению к функционалистской революции
начала двадцатого века ведь сюрреализм тоже не что иное, как иронический сдвиг по фазе
принципа функциональности. Как и обманка, сюрреализм, строго говоря, не принадлежит к
истории искусства: им присуща метафизическая значимость. Они атакуют нас, обрушиваясь
на сам эффект реальности или функциональности, а значит, и эффект сознания. Они целят в
изнанку и реверс, они разрушают очевидность мира. Вот почему их наслаждение, их
обольщение столь радикальны, даже если ничтожно малы, ведь соблазн их рождается от
радикального налета видимостей, от жизни, предваряющей способ производства реального
мира.
В этом плане обманку уже не втиснуть в понятие живописи. Подобно своему сверстнику
stucco, она может делать, имитировать, пародировать решительно все. Она делается
прототипом злокозненного использования видимостей. Игра принимает фантастический
размах в XVI веке и заканчивается стиранием границ между живописью, ваянием и
зодчеством. В настенных и потолоч-
123
|