царственных особ. Здесь действительно правила игры выворачиваются наизнанку, и в
принципе это позволяет иронически предположить, воспользовавшись аллегорией обманки,
что внешнее пространство, дворцовое и далее городское, что вообще пространство власти,
политическое пространство
все это, возможно, лишь какой-то эффект перспективы.
Столь опасный секрет, столь радикальную гипотезу Князь обязан хранить для себя, при себе,
в строжайшей тайне: ведь это и есть секрет его власти.
Вероятно, политики всегда это знали где-то со времени Макьявелли: что источник власти
владение симулированным пространством, что политика как деятельность и как
пространство
вне реальности, представляя собой модель-симуляцию, все манифестации
которой лишь еще один реализованный эффект. Это слепое пятно дворца, это изъятое из
архитектуры, оторванное от публичной жизни место, которое некоторым образом управляет
всем ансамблем, здесь не прямая детерминация, но своего рода внутренняя реверсия, рево-
люция правила, проводимая втайне, как в первобытных ритуалах, дыра в реальности,
ироническое преображение вылитый симулякр, скрытый в сердце реальности, от которого
та зависит во всех своих действиях и проявлениях: это сама тайна видимости.
Так и папа, великий инквизитор, великие иезуиты и теологи все они знали, что Бога не
существует: в этом был их секрет и их сила. Так и студиоло-обманка Мон-
125
|