мо. Причем без тени извращенности, с душой и сердцем нараспашку. Любовное волнение у
той и другой одинаковое, оно существует, оно отличается своим особым качеством. Но
совсем другое дело "духовное" удовольствие, истекающее от эффекта зеркальности двух
писем, играющее как эффект зеркальности двух женщин, вот что доподлинно есть
удовольствие обольщения. Это более живой, более тонкий восторг, который в корне от-
личается от любовного волнения. Волнению желания никогда не сравняться с этой тайной и
буйной радостью, которая играется тут самим желанием. Желание есть лишь один референт
среди прочих, соблазн мгновенно восторгается над ним и берет его как раз умом. Соблазн
есть черта, здесь он остроумно замыкает накоротко две фигуры адресаток как бы
воображаемым совмещением двух образов, и при этом желание, возможно, действительно их
смешивает, но в любом случае черта эта вызывает замешательство самого желания,
отстреливает его к неразличенности и легкому умопомрачению, навеянному тонким
истечением какого-то высшего неразличения, какого-то смеха, который вскоре изгладит его
слишком серьезное еще участие,
Соблазнять это и значит вот так сводить в игре те или иные фигуры, сталкивать и
разыгрывать между собой знаки, уловленные в свои собственные ловушки. Соблазн никогда
не бывает следствием силы притяжения тел, стечения аффектов, экономии желания: необ-
ходимо, чтобы вмешалась в дело приманка и смешала
183
|