земпляром в его коллекции всегда становится он сам. И никогда уже не сумеет он отвлечься
от этого безумия, потому что его любовь к объекту, любовная стратегия, которой он
опутывает его, это прежде всего ненависть и страх перед соблазном, истекающим от
объекта. Впрочем, также ненависть и отвращение к себе к соблазну, который может
исходить от него самого.
"The Collector" (Коллекционер), фильм и роман, иллюстрирует это безумие. Главный герой
безуспешно пытается соблазнить молодую девушку. Заставить ее полюбить себя он тоже не
может (хотя нужно ли ему обольщение, нужна ли спонтанность любви? Конечно, нет: он
хочет вынудить любовь, навязать соблазн). Тогда он похищает ее и запирает в подвале
сельского дома, предварительно оборудованном как раз для такого рода вре-
мяпрепровождения. Он устраивает ее, заботится о ней, окружает самым тщательным
вниманием, но пресекает любые попытки к бегству, расстраивает все ее уловки, он не
смилуется над ней до тех пор, пока она не признает себя побежденной и обольщенной, пока
не полюбит его "спонтанно". Со временем в этой вынужденной близости между ними
завязывается род смутного, неясного взаимопонимания: однажды вечером он приглашает ее
отобедать "наверху", не забыв, конечно, о всевозможных предосторожностях. Тут она на
самом деле предпринимает попытку обольщения и предлагает ему себя. Быть может, к этому
моменту она уже любит его, а может, просто хочет обезоружить. Наверняка то и другое. Как
бы
215
|