блазна. Ничего общего с линейной цепочкой причин и следствий, которая так хорошо
знакома нам. Такая цепочка, такая взаимосвязь объективна, но не слажена она
"неправильна", поскольку нарушает правило.
Магию нельзя даже назвать хитростью перед лицом закона она не обманывает. Она
расположена в совсем иной плоскости. Вот почему судить о ней исходя из этого критерия
столь же абсурдно, как и оспаривать произвольность правил игры с точки зрения
"объективных" данных природы.
Та же плоская объективистская чушь изрекается и по поводу игры на деньги. Цель у такой
игры якобы чисто экономическая: заработать деньги, не затратив при этом никаких усилий.
Та же попытка перескочить переходные этапы, что и в случае магии. Та же трансгрессия
принципа эквивалентности и труда, правящего "реальным" миром. Тогда истину игры
следовало бы искать именно в реальном мире, в области манипуляций с ценностью и законом
стоимости.
Но это означало бы забвение присущей игре силы соблазна. Не только той, что увлекает и
приковывает вас к игре, но и связанной с игровым правилом силы трансмутировать ценности.
Поставленные на кон деньги тоже отклоняются от своей истины, совращаются отрыва-
ются как от закона эквивалентности ("выбрасываются на ветер"), так и от закона
представления: они перестают быть репрезентативным знаком, поскольку преображаются в
ставку. Ставка же ничего общего не имеет с
243
|