Отсюда всевозможные связанные с игрой суеверия и манипуляции, которые многим
представляются лишь искаженной формой игрового поведения (Кайуа). Колдовские
ухищрения игроков кто-то ставит на цифры, входящие в дату его рождения, кто-то
засекает серии (в Монте-Карло одиннадцать выпадало одиннадцать раз кряду) или ловит
момент для удвоения ставок, гадая по кроличьему хвосту в кармане пиджака, все это пита-
ется подспудной уверенностью в том, что случая не существует, представлением о мире,
опутаннном сетями символических взаимосвязей не алеаторными соединениями, но
сетями обязательства, сетями соблазна. Остается лишь задействовать эти механизмы.
Любой ценой игрок стремится защититься от нейтральной вселенной, неотъемлемой
составляющей которой является объективный случай. Он делает вид, что в принципе все
можно обольстить цифры, буквы, закон, управляющий их распорядком,
он хочет
обольстить сам Закон. Малейший знак, малейший жест обладает смыслом, но это не
подразумевает рациональной последовательности, цепочки знаков, а означает, что любой
знак уязвим со стороны прочих, что любой знак может быть обольщен другими знаками, что
мир складывается из неумолимых взаимозависимостей, которые, однако, не являются цепями
Закона.
Именно в этом "безнравственность" игры. Чаще-то всего безнравственным объявляется
другое стремление выиграть побольше да поскорее. Но в таком случае игра
251
|