Navigation bar
  Print document Start Previous page
 288 of 300 
Next page End  

общее смягчение нравов, снова отдали свои сердца вере. Иезуиты фактически явили первый
современный пример общества массового обольщения, стратегии желания масс. Они немало
преуспели, и вполне возможно, что изгнание суровых чар политической экономии и
производственного капитализма, завершение пуританского цикла капитала, открывает
католическую, иезуитскую эру мягкой, сладкой семиургии, мягкой технологии обольщения.
Речь идет не о соблазне как страсти, но о запросе на соблазн. О призыве желания и его
исполнения на место и взамен всех отсутствующих отношений (власти, знания, любви,
перенесения). Какая уж тут диалектика господина и раба, когда господин соблазняется рабом,
а раб — господином. Соблазн теперь не более как истечение различий, либидинальный
листопад дискурсов. Расплывчатое пересечение спроса и предложения, соблазн теперь всего
лишь меновая стоимость, он способствует торговому обороту и служит смазкой для соци-
альных отношений.
Что осталось от колдовского лабиринта, где теряются навеки, что осталось хотя бы от
обманного соблазна? "Есть и другой вид насилия, который ни по имени, ни по внешнему виду
таковым не является, но оттого не менее опасен: я имею в виду обольщение" (Роллен).
Традиционно обольститель считался обманщиком и самозванцем, который прибегает к
разного рода низким уловкам ради достижения собственных целей, который
303
Hosted by uCoz