убеждение в том, что его общество, хотя и далеко не идеальное, было конечной формой человеческого
прогресса и не могло быть улучшено в сколь-либо значительном отношении».
Такая позиция Фрейда указывает, что он был человеком веры. Человек веры не ставит под
сомнение источник своей веры. Очень значительным является тот факт, что Фрейд никогда серьезно не
анализировал свои взаимоотношения с матерью.
Как говорит Фромм, «Фрейд не мог представить себе, что женщина тоже может быть главной
причиной страха. Но клинические наблюдения дают нам предостаточное количество примеров тому,
что наиболее интенсивные и патогенные страхи в самом деле связаны с матерью, в сравнении с
которыми страх отца является подсознательным» /20/. Тем не менее вера Фрейда в себя и в свое
предназначение была источником его силы. Другой основной причиной такой позиции Фрейда была
его приверженность разуму и рассудительности. Однако эта приверженность не мешала ему также
видеть иррациональные аспекты человеческого поведения. Психоанализ называет себя наукой
иррационального или бессознательного, поскольку он однозначно признает тот факт, что
бессознательное оказывает сильное, определяющее влияние на сознание и поведение. Но Фрейд
принимал тезис, что существует непримиримый конфликт между этими двумя силами
рациональностью и иррациональностью или сознательными и бессознательными аспектами
человеческого бытия. Он также считал, что этот конфликт возможно разрешить до некоторой степени
при помощи аналитических методов, направленных на то, чтобы неосознанное сделать осознанным.
Если это можно сделать, тогда человек с помощью силы своего разума и зрелого эго сможет «освободить
себя от господства бессознательных стремлений; вместо того, чтобы подавлять их, он сможет
отвергнуть их, то есть ослабить их силу и контролировать их своей волей» /21/.
При таком взгляде на человека иррациональное рассматривается только в отрицательном
аспекте. Бессознательные стремления, от которых нужно освободиться, рассматриваются как незрелые,
эгоистичные, разрушительные и враждебные импульсы. Мой учитель, Вильгельм Райх, указывал на то,
что для Фрейда «ид» было ящиком Пандоры, в котором хранились негативные чувства. Каждый
терапевт, работающий с пациентами в аналитическом направлении, может подтвердить, что
бессознательное действительно изобилует негативными и враждебными импульсами. Если мы не
можем выйти за пределы этого негативного слоя, тогда нам придется согласиться с Фрейдом, что
единственным решением будет сделать эти импульсы осознанными и подвергнуть их сознательному
контролю. Недостаток психоаналитического метода заключается в том, что он никогда не заходит
достаточно глубоко. Он оперирует с умом, игнорируя при этом сердце и тело. Начав с предпосылки, что
на «ид» нельзя полагаться, он заканчивает утверждением: «Где было ид, там будет эго». Приняв такое
предубеждение против иррационального, психоанализ не мог прийти ни к какому другому выводу,
кроме того, что ребенок есть аморальное, порочное и извращенное существо, которое нужно
перевоспитать в существо культурное.
Если рациональность имеет положительную ценность, то к иррациональному должно относиться
все негативное. Если рассуждение и логика являются высшими видами жизнедеятельности, тогда
эмоциональная отзывчивость низшей. Если умственное функционирование более высокий
уровень существования, то функционирование тела более низкий. Эти суждения свойственны не
только психоанализу, они пронизывают всю западную культуру. Простой пример покажет вам,
насколько распространены эти явления. Ребенок говорит своей матери: «Я не хочу есть овощи».
Некоторые мамы будут просто настаивать на том, чтобы он съел их, но большинство ответит вопросом:
«Почему ты их не хочешь есть?» Если ребенок ответит: «Мне просто не хочется есть их», то это может
быть встречено требованием: «Назови причину». Кажется, что нам постоянно требуются причины,
чтобы оправдать то или иное поведение. Однако чувства нельзя выразить лишь одними причинами,
поэтому они не могут служить достаточными объяснениями для чьих-либо действий. Но поскольку
чувство является мотивацией для действия, мы постоянно вынуждены оправдывать наши чувства, что в
действительности означает оправдание нашего права быть. Получается так, что причине отводится
более важное значение, чем чувству.
Предубеждение Фрейда против иррационального (разрешите мне называть это иррациональным,
чтобы убрать негативную оценку) особенно сильно проявилось в его анализе религии. В своей работе
«Будущее одной иллюзии» Фрейд подверг нападению обоснованность религиозных убеждений.
|