самостью, он живет не только на основе умственных образов, которые могут соответствовать или не
соответствовать этой самости. Бытие в соприкосновении также означает, что человек обладает
некоторым пониманием тех переживаний, которые сформировали его личность, особенно на телесном
уровне. Я не смогу переоценить важность того факта, что тело является пробным камнем человеческой
реальности. Человек, который думает, что он знает себя, и при этом находится в разрыве со свойством и
смыслом своих физических реакций, действует на основе иллюзии. Он принимает намерение за само
действие. В своем сердце он хочет тянуться, но импульсы не могут протекать свободно через мышечную
броню. Действие становится нерешительным, незаконченным и противоречивым. Естественно, оно
вызывает такую же незаконченную и противоречивую реакцию. Подобная ситуация может приносить
одно неудовлетворение и разочарование и даже может привести к возникновению чувства обиды, если
человек не осознает своих проблем. В этом случае он может сказать: «Я хочу тянуться навстречу вам, но
мне уже столько раз причиняли боль, что я волей-неволей должен сомневаться и быть все время
настороже».
На такое высказывание мы можем без колебаний отреагировать с сочувствием и любовью.
Когда напряжения в теле носят более тяжелый характер, вытягивание может трансформироваться
в акт жестокости или садизма. Я наблюдал, как это происходило со множеством пациентов, когда я
давал им свою руку. Сначала они брали ее мягко, но по мере того, как чувство нарастало, их ладони
становились жестче, а хватка усиливалась настолько, будто они хотели оторвать мою руку. В
терапевтической ситуации это позволит нам исследовать глубинные чувства пациента, они имеют
губительные последствия для отношений, построенных на любви. Мы сможем понять это явление,
когда осознаем, что импульс любви трансформируется в ярость, после того как он задействует
негативные чувства, запертые мышечной броней.
Сочетание любви и гнева, направленное на одного и того же человека, принимает садистский
характер, то есть оно становится потребностью причинять боль в качестве выражения любви. В
противоположность человеку, испытывающему враждебность или ненависть, садист причиняет боль
тому, кого он любит. Райх считал, что импульс любви расщепляется, когда проходит через сжатую
мускулатуру, и что попытка восстановить его целостность превращает его в грубое и жестокое действие.
В этой ситуации человек, который находится в соприкосновении с самим собой, вместо того чтобы
причинять боль любимому человеку, сказал бы: «Я не могу любить. Во мне слишком много
враждебности».
Бытие в соприкосновении это не только предпосылка для ответственности, но также и ее суть.
Взрослый, в отличие от ребенка, несет ответственность за свое собственное самочувствие. Это не та
ответственность, которая налагается извне, а та, которая свойственна внутренней природе взрослой
особи человека или животного. Однако общеизвестно, что многие люди, особенно те, которые
находятся в депрессии, не в состоянии принять такую ответственность. Их тревожат чувства лишения,
зародившиеся еще в детстве и подрывающие их чувства самообладания и уверенности в себе. Они ищут
одобрения и, кажется, хотят заручиться поддержкой и вновь обрести уверенность в своих силах. Их
поведение можно описать как незрелое. Их отношения с другими людьми можно охарактеризовать
зависимостью. Они являются личностями, ориентированными на внешний мир, потому что у них нет
контакта ни со своими чувствами, ни со своим телом.
В ходе терапии я часто слышу, как пациенты выражают свою потребность, чтобы о них
заботились и любили. Что ж, я очень хорошо понимаю, откуда у них такие чувства, поскольку эти
основные потребности не были удовлетворены в их ранние годы жизни. Но что можно поделать с этим
сейчас? Я уже указывал раньше, что терапевт не может заботиться о своих пациентах или любить их так
же сильно, как должны были это делать их родители. Он может выразить им свое сочувствие,
поддержку и понимание, но он не может быть матерью или отцом для своих пациентов. Тем не менее
потребность пациента в любви обоснованная реальность. Через любовь, то есть через любовь
матери, которая выражается в том, что она носит ребенка на руках, прикасается и отзывается ему, он
обретает чувство своего тела, а также свое отождествление с ним. При отсутствии любви тело
становится источником боли; потребность в контакте становится мучительной тоской, и ребенок
отвергает свое тело точно так же, как мать отвергла его. Губительным последствием потери
материнской любви является потеря тела. Даже для взрослого потеря глубоко любимого человека
|