другого человека. Если мы чувствуем, что происходит в наших телах, мы также ощущаем, что
происходит в теле другого существа, к которому мы близки. Если мы находимся в соприкосновении с
желаниями и потребностями наших тел, то мы знаем потребности и желания других. И наоборот, если
мы находимся в разрыве со своими собственными телами, то мы разорваны с самой жизнью.
Некоторое представление о степени нашего разрыва с жизнью можно получить из того
разрушения, которое мы причинили нашей окружающей среде. Возьмем, например, проблему
загрязнения воздуха. Оно уже продолжается в течение многих лет, а мы все это время игнорировали его,
потому что были так поглощены производством, что у нас не было времени дышать. Человек, не
сознающий своего дыхания, не может осознать и загрязнения воздуха, по крайней мере до тех пор, пока
воздух не станет настолько испорченным, что им будет вообще невозможно дышать. То же самое можно
сказать об искоренении сельской местности, уничтожении дикой природы; повсюду только отходы и
мусор. Находясь в разрыве с нашими телами, мы также находимся в разрыве с телом нашей
естественной окружающей среды. Мозг, кажется, может функционировать адекватно в офисе или в
библиотеке, но тело нуждается в естественной среде, если мы хотим, чтобы оно было живым и
отзывчивым.
Без тела мы никто. Мы является частью массовой системы, однако при этом мы чувствуем себя
одинокими и изолированными. Мы не принадлежим жизни, так как принадлежим миру машин,
мертвому миру. И никакие слова не изменят эту ситуацию, никакое количество денег не изменит наше
состояние. Мы можем вернуться к жизни, только установив связь с нашими телами. Сделав это, мы
обнаружим, что существует вера в жизнь и что тело человека тело Бога, то, во что можно верить.
10. ВЕРА В ЖИЗНЬ
Анимизм
Экологический кризис, с которым столкнулся человек, имел также одно положительное значение
для него, а именно: возрастающее осознание им взаимозависимости всех форм жизни. Он начинает
понимать, что нельзя пытаться регулировать необдуманно зыбкий баланс природы. Это осознание
оказало отрезвляющее воздействие на тех, кто верил в могущество и прогресс, не видя никакого
ограничения для дальнейшей разработки и добычи человеком полезных ископаемых земли. То, что
ограничения все же существуют, становится все более и более ясным, по мере того как население
земного шара продолжает увеличиваться. Также становится очевидным, что стремление к еще большему
могуществу и дальнейший материальный прогресс могут привести человека на грань возможной гибели.
Таким образом, мы вынуждены пересмотреть и заново сформулировать отношение человека к миру, в
котором он живет. Хотя он, может быть, и является доминирующим видом, он по-прежнему остается
частью большего порядка, от стабильности которого зависит его собственное существование.
История того, как человек менял свое отношение к миру, отражена в его религиозных верованиях.
В рамках этой книги не представляется возможным исследовать эти изменения более или менее
подробно. То, что мы можем сделать здесь, это сравнить три сильно различающихся подхода с целью
найти основу для веры. Эти три подхода можно кратко описать так: 1) анимизм, 2) вера в божество либо
единое, либо множественное и, наконец, 3) вера в силу рационального ума, то есть в самого человека
как высшую власть.
Анимизм, по определению словаря, является верой в то, что все предметы обладают природной
жизнью или энергией или что они наделены живущими в них душами. Этот термин используется,
чтобы дать определение самой первобытной форме религии, а именно религии человека каменного
века. Я предпочитаю употреблять слово «дух» вместо «душа», так как первобытные люди говорили о
духах. Они верили, что этот дух или сила обитает как в живой, так и неживой природе, во всех живых
существах, а также и в камнях, орудиях, реках, горах и в жилищах. Особое место в этой вере в духов
предназначалось мертвым, которые считались частью сообщества живых. Эстер Уорнер в своем
замечательном описании африканской жизни, полном сочувствия, написала следующее: «По
|