что очень важно любить; как правило, это были пустые слова, поскольку нам не говорили, как надо
любить), а потребностями тела. Тело ищет удовольствия и находит свое самое большое удовольствие в
самовыражении. Из многочисленных путей самовыражения любовь является самым значительным и
самым приятным вознаграждением. Находиться в соприкосновении с телом значит находиться в
соприкосновении с потребностью любить.
Одна из моих пациенток на биоэнергетической терапии высказала свое замечание, которое я
нахожу очень интересным. Она сказала: «Вы дали мне нечто, во что можно поверить». Она сказала это,
уходя из моего кабинета, поэтому я попросил ее по возможности подумать еще раз на досуге о том, что
она имела в виду, и прислать мне ее мысли на этот счет. Я бы хотел процитировать некоторые из ее
соображений, которые она изложила в нескольких письмах.
В первом письме она написала следующее: «Когда вы сказали, что мое тело это инструмент, я
думала, это метафора. Моя ярость, слезы, боль и другие чувства любовь, сексуальность, веселость,
удовольствие не могут быть «услышаны» без возрастающего ощущения своего тела. Моцарт на
бумаге, без оркестра, был бы не Моцартом. Поэтому я поверила в свое материальное тело. Но я боюсь
быть здесь, на земле, без матери, которую я хотела бы любить и которая любила бы меня. Сейчас я
столкнулась со страхом того, что если буду работать со своим телом, то однажды я сама стану для себя
хорошей матерью, и мне уже не нужно будет ничего бояться».
Ее второе письмо содержало следующее: «Я прониклась доверием к такой работе над собой и над
своим телом, потому что она облегчает боль. До этого я никогда не получала удовольствия от упорной и
тяжелой работы над чем-либо. Она (работа) приводит к подлинному наслаждению от творчества, от
преподавания, от уборки в моем доме и т. д. Она изменила мое отношение к работе.
Я больше не стремлюсь так сильно к тому, чтобы другие люди давали мне уверенность в
реальности моего тела. Раньше я использовала отношения с другими людьми, чтобы через чье-то
прикосновение ко мне еще раз убедиться в том, что я нахожусь здесь и что я жива. Но когда я оставалась
одна, чувства омертвения возвращались снова. Сейчас же мне кажется, я ощущаю свое тело будто заново
рожденным. Когда я просыпаюсь утром, мне хочется играть, как ребенок в своей кроватке, просто от
того, что я живу здесь, в этом мире. Это новое для меня чувство, и оно всегда появляется, когда я думаю
о нем. Может быть, сейчас у меня появится возможность любить человека, испытывая глубокие
внутренние чувства».
В третьем письме она добавила очень важную запись: «Теперь я чувствую больше веры в себе,
могу быть более отзывчивой, если другой человек открыт и честен. Я чувствую больше сострадания к
другим людям, которые работают и стараются изо всех сил. Я верю в мою связь с ними, в мою
общечеловеческую природу. Это дает мне то, во что можно верить, поверить, что я взаимосвязана с
людьми, а не просто являюсь внешним фоном в мире других. Я чувствую себя уже не такой одинокой,
менее изолированной. Я стала более человечной».
Я уже слышал от многих пациентов высказывания, что после соприкосновения со своим телом
они начинают выполнять ту работу, которую не смогли сделать их матери. Они готовы и горят
желанием принять на себя ответственность за свое собственное благополучие. Они больше не
обращаются к другим, чтобы те дали им чувство одушевленности или ощущения самости. Но даже более
важным является тот факт, что это новое чувство ответственности не ограничивается их «я», но
простирается также и во внешний мир.
Как заметил Фритц Перлз, ответственность это способность реагировать с чувствами. Она не
является эквивалентом долга или обязанности, ибо ей присуще спонтанное свойство, которое напрямую
связано со степенью одушевленности или открытости организма. Она является телесной функцией,
потому что требует чувства, и в этом отношении она отличается от долга, который есть умственная
конструкция, независимая от чувств, долга, который может вынуждать человека действовать против
своих чувств. Таким образом, ответственность это свойство человека, присущее ему на уровне тела.
Быть кем-то, то есть быть в соприкосновении с тем телом, которое есть у человека,
автоматически делает его ответственным человеком.
То, что является общим для нас всех, человеческих существ, это наше человеческое тело. Наше
происхождение может отличаться, наши убеждения и представления могут конфликтовать, но все мы
похожи друг на друга в телесном функционировании. Если мы уважаем свое тело, то мы уважаем тело
|