В чем-то человек каменного века был похож на ребенка. Он жил своим телом, и большую часть
его мыслей занимало настоящее время, и он обладал острой чувствительностью. Его эго все еще
отождествлялось с его телом и его чувствами. Диссоциация эго от тела, характеризующая состояние
современного человека и вынуждающая его быть объективным ко всем природным явлениям, включая
себя самого, еще не произошла. Первобытный человек жил на субъективном уровне в той же степени, в
какой живет ребенок. Субъективность приводит к вере в духов и волшебство, которое умудренный
современный человек, лишенный подобной наивности, не может ни принять, ни понять. Он
рассматривает свое такое мышление как истинное. Он считает, что объективное отношение, основанное
на отделении, на логическом мышлении, на опыте и контроле, является единственно обоснованным
подходом к реальности.
Но является ли объективность единственно правильным подходом к реальности? Стали ли мы
более реалистичны, чем человек каменного века? Обязательно ли один аспект реальности ведет к
исключению всех других? Реальность была ограничена для понимания человека каменного века, потому
что он ничего не знал о законах причин и следствий, которые управляют взаимодействием
материальных объектов. Но она подобным образом становится ограниченной и для нашего понимания,
когда мы игнорируем действие сил, которые не подчиняются этим законам. Такими силами, например,
являются эмоции. Каждый знает, что чувства и настроение могут передаваться другим. Депрессивный
человек угнетающе действует на настроение других людей, не совершая при этом никакого внешнего
действия, которое могло бы иметь такое последствие. В присутствии счастливого человека мы
чувствуем себя радостно. О нем можно сказать, что он излучает хорошие чувства. Нельзя отрицать то,
что на нас влияет настроение другого человека. Я уже указывал на большое количество примеров
нереальности, в которой живут мои депрессивные пациенты. И не только они. Слишком много людей
сегодня разделяют убеждение, что улучшение уровня материального существования избавит человека от
всех его несчастий, которые так распространены в наше время. Для первобытного человека наша
чрезмерная привязанность к материальным ценностям и благам в свою очередь бы считалась
нереалистичной.
Культуры каменного века вытеснялись цивилизациями, основанными на использовании металла
для изготовления орудий труда и оружия. Человек постепенно обретал растущую власть как над
природой, так и над своими ближними. Эта власть изменила его мышление и отношение к миру. Если
ее рассматривать с точки зрения отдельной личности, она представляет собой рост: рост знаний,
могущества и индивидуальности. Основная фаза этого роста проходила за последние пять-десять тысяч
лет человеческой истории. Это история цивилизации, начиная от ее самых ранних истоков до Первой
мировой войны. Это также история возникновения и развития великих мировых религий.
Самым важным аспектом этого изменения стал постепенный переход от субъективного к
объективному мышлению. Чтобы быть объективным, человек должен был отдалить себя от природного
порядка. Он должен был подняться над уровнем своего мистического участия во всех природных
явлениях и стать сторонним наблюдателем этих явлений. С такой высокой позиции он мог развить
концепцию воли. Концепция воли является чуждой мышлению анимизма, согласно которому человек
может оказывать влияние на природные явления лишь косвенно, через ритуал и магию. Потребность в
магии сначала ослабла, а потом и совсем отпала, по мере того как один природный процесс за другим
сводился к установленным законам причин и следствий. Но в этот период человек еще не достиг того
положения, в котором он бы чувствовал себя хозяином земли. Его воля была не высшей.
Чем больше человек отделял себя от природы и становился доминирующим видом на земле, тем
больше он сосредоточивал все духовные чувства на себе самом. Он не отрицал свою собственную
одухотворенность, но он стал отрицать одухотворенность других аспектов природы. Переход от
анимизма к вере в единого всемогущего Бога происходил постепенно, по мере того как все таинственное
изымалось из этих природных аспектов, которые в прошлом наполняли человека благоговейным
страхом, потому что принципы их действия были выше его понимания. Его самые ранние боги и
богини принимали форму и качества людей, поскольку являлись проекциями его собственных духовных
чувств. Затем по мере того, как эти чувства становились более абстрактными и начинали больше
ассоциироваться с его умом, чем с телом, его представление о Боге также приняло абстрактное
свойство.
|