Navigation bar
  Print document Start Previous page
 119 of 133 
Next page End  

Все великие религиозные системы западного мира, выросшие из этого развития, изображают
такого Бога, чьей основной заботой является забота о делах человека. В противоположность анимизму,
который наделял все предметы, живые и неживые, духом или душой, эти религии приписывают
наличие души только одному человеку. Конечно, это соответствует тому уникальному положению,
которое человек занимает в мире. Предполагается, что он — самое великое творение Бога, в буквальном
смысле, его самое великое живое существо. Хотя утверждается, что Бог проявляется во всех других
формах своего творения, эти формы или существа приобретают свою духовную значимость только
благодаря их взаимосвязи с человеком. Двойной порядок, возникающий из такого подхода, заключается
в том, что духовное противопоставляется материальному. Все, что лишено одухотворенности,
автоматически становится вещами низшего порядка, чистой материей, без каких-либо прав. Например, в
наши дни никто не произнесет молитву, перед тем как срубить дерево или расчистить землю
бульдозером. Но если все же кто-то и произнесет молитву, то она будет адресована скорее Богу за то, что
он создал дерево, которое можно использовать, чем самому дереву, которого лишают жизни.
Тем не менее религиозный человек не забывает о своей взаимосвязи со всем миром. Поскольку
мир — это творение Бога, он также находится под его опекой. Анимизм не умер окончательно. Он
трансформировался в поклонение великому духу, который все еще пронизывает все сущее. Религиозный
человек чувствует свое родство со всей жизнью, хотя он и перестал идентифицировать себя с этой
жизнью. Он верит, что дух, который движет им, движет всем миром, но он делает это ради его,
человека, особой выгоды. Поскольку Бог заботится о нем, религиозный человек имеет веру, но в этой
схеме также есть место для действия человеческой воли. Это бросает вызов индивиду: что делать, когда
личная воля человека вступает в конфликт с божественной волей? Такая проблема никогда не возникала
для человека каменного века. Для религиозного человека она стала испытанием его духовности.
Те же силы, которые разрушали анимизм, сейчас продолжают разрушать религию и веру в Бога.
Начиная со времен Первой мировой войны и каким-то образом связанным с ней, человеческое
могущество и знание увеличились до невероятных размеров. Но пропорционально этому процессу
человек стал еще больше выделяться и отдаляться от природного порядка. Он поднялся до
невообразимых высот технологического прогресса, но соответственно ослабла его связь с землей. Он
исследовал небеса и обнаружил, что Бога там нет. Он исследовал свой ум при помощи психоанализа и
не обнаружил никаких следов своей предполагаемой духовности. Ему никогда не приходило в голову
поискать духовность в своем теле, так как оно давно уже было сведено до уровня материального объекта
вместе с остальными объектами природного порядка. Какой же еще вывод мог сделать современный
человек, кроме как тот, что Бог мертв, его просто-напросто не существует? Такой вывод был для него
желанным, ибо он освобождал его от конфликта воли. Теперь его воля могла быть высшей. В течение
недолгого времени современный человек верил, что может сделать все, что задумает. Мы еще можем
слышать такие замечания, как: «Человек сейчас обладает могуществом делать все, что захочет, стоит ему
только проявить свою волю». Предположительно это означает, что человек может устранить все
страдания, но, к сожалению, власть не проводит различие между добром и злом. Если человек сохраняет
за собой право суждения о том, что является правильным или неправильным и что добром или злом, то
в таком случае для всех практических целей мы подчиняем себя суждению людей, обладающих властью,
поскольку только их суждение имеет для нас какое-либо значение. Человек раньше никогда не смел
принять на себя полную ответственность за подобные суждения. Лишь люди, обладающие самым
высокомерным эго, с готовностью взяли бы на себя эту ответственность. И сегодня, с появлением
водородной бомбы, которая обладает такой силой, что способна уничтожить все живое,
ответственность за применение этой силы гораздо больше, чем может вобрать в себя человеческий ум.
Доверившись знаниям и власти, мы тем самым предали свою веру. И теперь начинаем
обнаруживать, что мы не обладаем верой, которая бы могла поддерживать нас. Мы можем говорить о
любви, но любовь — это чувство, принадлежащее области тела. И в своем стремлении к власти и
контролю мы потеряли связь с нашими телами.
Либидо и энергия
Hosted by uCoz