внешний мир реагирует на него. Какими бы неудовлетворенными инфантильными желаниями или
потребностями он ни обладал а они есть у всех нас, он не рассчитывает, что кто-то другой
удовлетворит их.
Было бы легче разделить людей на независимых и зависимых типов, отнеся к первым внутренне-
ориентированных людей, а ко вторым ориентированных внешне. Но я не стал прибегать к такой
классификации, потому что внешние впечатления зачастую обманчивы и не дают реального
представления о человеке. Человек, сосредоточенный на внешнем мире, часто ведет себя очень
независимо. Он часто пытается показать, что в нем нуждаются, и поэтому он кажется независимым.
Такое поведение явно указывает, что перед нами человек внешнего мира, скрывающий свою
зависимость за внешним фасадом самодостаточности. Как мы уже видели, такая роль отводится для
удовлетворения его потребности в зависимости, хотя он скрывает ее от себя и от других. Человек,
который может открыто признать свою потребность в зависимости, с меньшей долей вероятности
впадет в депрессию, чем тот, кто скрывает ее за ширмой независимости.
Еще одно важное различие между этими двумя типами личности заключается в том, как они
смотрят на свои проблемы и определяют свои желания. Человек внутренне-ориентированный знает,
чего он хочет, и выражает это конкретно. Например, он может сказать: «Я чувствую, что чересчур давлю
на себя и мне нужно расслабиться». Или он может заметить: «Мое тело слишком скованно, а дыхание
слишком поверхностное, поэтому мне нужно раскрыться и дышать глубже». Таким образом, он говорит
сам от себя, с позиции самоосознания. Человек, сосредоточенный на внешнем мире, не может вести
себя так. Его желания носят обобщенный характер и выражаются в обобщенном виде, например: «Я хочу
любви» или «Я хочу быть счастливым». Такая манера речи указывает на отсутствие самоосознания и
того сильного чувства, которое обеспечило бы ему центрированность на собственном «я»,
присутствующую у человека, ориентированного на внутренний мир.
Сосредоточенность на внутреннем мире обеспечивается очень сильным чувством, которое
допускает только одно направление действий. Это не означает, что у внутренне-ориентированного
человека преобладает лишь одно чувство и что он движется только в единственном направлении. Такое
поведение означало бы жизнь в строго очерченных, жестких рамках, которые неизбежно рухнут, когда
человек будет не в силах сохранять нужного напряжения для удержания этих рамок. В здоровом
человеке чувства постоянно меняются. Он может быть то сердитым, то любящим, то грустным, а потом
радостным. Каждое сильное чувство создает новое направление, которое является собственной
реакцией организма на его окружение. Все настоящие эмоции обладают таким личностным свойством.
Они являются прямым выражением жизненных сил внутри человека.
Вера может рассматриваться как один из аспектов чувства. Чем больше человек чувствует, тем
сильнее его вера. Человек не может чувствовать веру. То, что он обычно в действительности чувствует,
это различные эмоции. Но когда он действует под влиянием эмоции или сильного чувства, он
действует под влиянием веры веры в обоснованность своих чувств, веры в себя.
Человек, у которого отсутствует вера, подавил все свои сильные эмоции, заменив их набором
убеждений и иллюзий, чтобы они направляли его поведение. Он может быть, например, студентом-
радикалом, убежденным в том, что насилие единственный способ свергнуть существующую
политическую систему, которую он рассматривает как угнетающую. Ради такого убеждения он может
стать источником огромной энергии и вызвать в себе кажущиеся на первый взгляд искренние чувства.
Но это не его личные чувства. Он не сердится из-за личного оскорбления, он не грустит из-за личной
утраты. Он спрятал свои личные чувства, отказался от них в угоду, как он считает, нуждам других
людей. И этим самым он выдает свою сосредоточенность на внешнем мире. Слишком часто эти люди
впадают в депрессию, когда дело, за которое они страдали и боролись, терпит неудачу.
Я не выступаю против участия в различных общественных движениях и мероприятиях. Но мне
кажется, что наша первоочередная забота должна быть направлена на улучшение нашего собственного
благополучия. Если каждый человек смог бы что-то сделать для себя самого, если он смог бы
позаботиться о своих собственных потребностях, мир непременно изменился бы к лучшему. Человек,
живущий своим внутренним миром, не эгоист. Он центрирован на своем «я», и его подлинная забота о
себе помогает ему осознать, что его благополучие зависит от благополучия других людей его
сообщества. Он является настоящим гуманистом, потому что осознает свою собственную человечность,
|