свое собственное человеческое существование.
Перенос проблем на других и требование, чтобы проблемы решали другие, характерная черта
человека, сосредоточенного на внешнем мире. К сожалению, это также является характерной
особенностью нашего времени. Мы можем с грустью наблюдать постепенное отмирание чувства
личной ответственности. Непреднамеренно психоанализ сам во многом способствовал сложившейся
ситуации. Каждый тщательный анализ показывал, что человека нельзя винить за его болезни и неудачи.
Таким подходом он породил совершенно противоположную тенденцию, где вина за все беды и
страдания индивидуума перекладывалась на общество. А если виновато общество, то оно и должно
решать проблемы человека. Так как общество это все другие люди, то ни один человек в отдельности
не чувствует своей личной ответственности.
Общество это довольно неопределенное, абстрактное образование, в котором отсутствует
реальная власть. Возникает такая ситуация, когда груз ответственности за все наши личные и
социальные недуги переносится на правительство. Хотя очень трудно понять, как правительство сможет
преодолеть нашу депрессию, вылечить наши шизоидные склонности, защитить нас от излишних
волнений и тревог и т.д. Когда каждый гражданин отказывается от своей личной ответственности за
порядок, безопасность и здоровье сообщества, то для правительства становится трудно обеспечивать
даже работу основных государственных служб. Большим заблуждением является мнение о том, что
правительству всего лишь нужно раздобыть побольше денег и все наши социальные проблемы
решатся сами собой. Такие иллюзии характерны для людей, живущих внешним миром.
Сочетание веры и личной ответственности составляет суть каждой религиозной системы. Если
бы человек не принимал на себя ответственности за поддержание моральных и этических принципов,
которые оживляют религиозные убеждения, сама по себе религиозная вера потеряла бы всякий
смысл. Вера и убеждение образуют единое целое, где оба являются непременной частью повседневной
жизни человека. У людей, обладающих таким сочетанием, склонность к депрессии значительно
снижается.
Однако верным будет и то, что многие люди, впавшие в депрессию, проявляли ту или иную
степень своей кажущейся ответственности, очень похожей на их кажущуюся независимость. Да, они
сделали усилие, чтобы самостоятельно встать на ноги, но затем последовала депрессия, и мы можем
предположить, что усилие было неискренним. В таких случаях анализ всегда открывает, что усилие
было предпринято не ради его собственной ценности, а как средство приобретения одобрения и
признания окружающих. Такая лицемерная ответственность сильно отличается от искреннего
религиозного убеждения в том, что зрелая личность ответственна сама перед собой и перед своим
Богом за качество своей жизни. Можно лишь восхищаться силой и мужеством поистине религиозных
людей, которым выпало пройти через огромные трудности и лишения. Такая твердость и решимость
редко встречаются в наше время.
Когда человек впадает в депрессию, это явное указание на то, что он не смог удержаться на своих
ногах. Это знак того, что в нем отсутствует вера в себя. Он пожертвовал своей независимостью ради
обещания, что другие решат его проблемы. Он вложил всю свою энергию в попытки осуществить эту
мечту невозможную мечту. Его депрессия указывает на его банкротство как личности, на крушение
его иллюзий. Но при правильном понимании и лечении депрессия может открыть дорогу к новой и
лучшей жизни.
Терапия помогает многим людям преодолеть депрессию, особенно та терапия, которая помогает
пациенту соприкоснуться со своими чувствами, со своим внутренним миром. Это, в свою очередь,
помогает ему заново обрести самообладание и независимость. Таким образом терапия переориентирует
человека на внутреннюю самость. Если терапия успешна, то она заканчивается восстановлением веры
человека в себя. И если он хочет преодолеть свою склонность к депрессии, то он должен стать
внутренне-ориентированным человеком.
2. СВЯЗЬ С ЗЕМЛЕЙ - ПЕРВИЧНАЯ ОСНОВА РЕАЛЬНОСТИ
|