Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 133 
Next page End  

находится в его чувствах или, если быть более точным, в его теле. Яма в чьих-то чувствах — это
ощущение внутренней пустоты, на которую жалуются так много людей, особенно люди с оральной
структурой характера. Яма в теле — это отсутствие ощущений в живота. Я уже описывал раньше в
случае с оральной личностью, как энергетический заряд отступает от головы к центру тела. Он
застревает в этой области, не проходя в нижние части тела. Он удерживается в этой срединной секции
из-за страха — неосознанного страха, — что внизу нет земли, на которую можно было бы встать; что
ничто или никто не поддержит его, если он отпустит вниз этот заряд. В результате такого зажатия
нижние части тела энергетически недозаряжены, что создает сильное чувство беспомощности и
опасности. И в животе, который служит вместилищем мужества, силы воли, также отсутствует
ощущение или заряд. Когда в животе нет никаких ощущений, то возникает чувство, что нет и мужества,
чтобы встать на собственные ноги и сориентироваться в жизни. Пустой живот, глубокий страх, что у
него отсутствует сила воли или что он не сможет устоять в кризисной ситуации, — все это образует
широкую брешь личности. По японским представлениям, живот — это жизненный центр человека. Он
называется «Хара». Вот что говорит по этому поводу Карлфрид Дюркгейм: «Японцы понимали, что
жизнь на земле, как в нужде, так и в достатке, можно правильно прожить только при условии, если
человек не выпадает из космического порядка и если он поддерживает контакт с великим
первоначальным единством» /3/. Прочный контакт с этим единством показан на примере человека,
который сохраняет свой незыблемый центр тяжести в этом центре — центре Хара. Поэтому в
изображении Будды, как и в изображении других великих учителей, живот показан как центр, «из
которого исходят все движения и из которого тело черпает силу, получает направленность и
измерение».
Независимо от того, принимаем мы или нет такой взгляд, мы должны признать, что живот — это
та часть, в которой зарождается жизнь и из которой она появляется на свет.
Согласно учению японцев, если у человека развит Хара, то это означает, что он центрирован.
Это также означает, что он уравновешен как физически, так и психически. Уравновешенный человек
всегда спокоен, везде чувствует себя свободным, и, пока он остается таким, его движения будут легкими
и плавными, но одновременно и уверенными. Хара — важнейший элемент — тайна философии Дзен,
ибо человек, обладающий им, действует в резонанс со всеми силами внешнего мира. Поэтому его
движения не диктуются волей, но протекают свободно и естественно как ответ целого существа на
конкретную ситуацию. Кто-то может не без основания спросить: «Почему живот играет такую важную
роль?» На это я отвечу так: он является «вместилищем» жизни. Человек буквально помещен в свой
живот и так контактирует с основанием таза, половыми органами и ногами. Если человек «выдергивает»
себя вверх, в грудь или в голову, эта важная связь теряется. Движение вверх — это движение по
направлению к сознанию и к эго. В культуре, которая придает чрезмерное значение этим аспектам
личности, правильным положением тела считается узкий, втянутый живот и широкая грудь. В античной
мифологии диафрагма олицетворяла поверхность земли. Все, что находилось над поверхностью, было
светлым и поэтому сознательным. Под поверхностью простирается темнота, которая представляет
собой бессознательное. Поднимая себя над диафрагмой, человек отрывает сознание от его глубоких
корней в бессознательном. Важность живота и центра Хара заключается в том, что, только если человек
может пребывать в своем животе, ощущая его мудрость, — только тогда возможно избежать
расщепления между сознательным и бессознательным, между эго и телом, между своей самостью и
остальным миром. Хара представляет собой состояние интеграции или единства личности на всех
жизненных уровнях.
Человек, у которого развит Хара, — это, конечно же, внутренне-ориентированный человек, со
всеми присущими этому качествами. В действительности Хара представляет собой высшее состояние
трансценденции, в котором человек, через полную реализацию своей сущности, ощущает себя частью
Великого Единства или Вселенной. Вера такого человека — это не вопрос убеждений, который является
функцией сознательного разума, а результат глубокого внутреннего чувства, которое он ощущает в своем
животе. И только такая вера обладает подлинной силой. Этот взгляд подводит нас к пониманию того,
что настоящую веру нельзя получить через проповедь. Ее можно получить только путем переживаний,
которые достигают живота и вызывают внутреннее чувство.
Быть завершенной, полной личностью, удовлетворенной во всех отношениях, означает быть
Hosted by uCoz