Можно наблюдать, как эти волны проходят через тело либо полными и свободными, либо
ограниченными и спазматическими движениями. Каждая область блокирует волну и искажает
восприятие пульсации. Такие блоки можно обнаружить на всем протяжении от головы до ступней.
Я опишу некоторые из этих блоков, чтобы показать, как они препятствуют естественному
дыхательному циклу. Если живот удерживается в зажатом, втянутом состоянии и ягодицы напряжены,
то брюшная полость будет мало задействована в дыхательных движениях. Дыхание будет либо грудным,
либо диафрагмальным, со слабыми ощущениями в нижней части тела. Это напряжение мускулов
развилось в брюшной полости как средство обуздания сексуальных чувств, контроля за функциями
выделения, а также чтобы уменьшить боль, вызванную упорным плачем, при помощи которого так и не
удалось вызвать у родителей положительного ответного чувства. Напряжение в области диафрагмы,
образовавшееся в результате страха, вызывает также поднятие нижних ребер. Это приводит к
расщеплению единого чувства в теле, создавая кольцо напряжения вокруг поясницы.
Верхняя половина тела тоже часто имеет свои специфические области напряжения, которые
мешают естественному глубокому дыханию. Жесткая, напряженная грудная клетка снижает ощущения в
этой части тела, особенно ощущения, связанные с сердцем. Когда сердце заключено в жесткую грудную
клетку, любовь такого человека не будет свободной, она будет зажата и ограничена. Спазмы мышц в
плечевом поясе, которые препятствуют естественным движениям рук или походке, также влияют на
дыхание человека. Они не дают ему полностью выдохнуть, что вызвало бы ощущения в области таза.
Эти спазмы подвешивают человека, будто на вешалку для одежды, не давая ему полностью достичь
фазы выдоха дыхательного цикла. Кроме того, плечевое напряжение поднимает вверх центр тяжести
тела.
Наиболее важным является напряжение мышц горла и шеи. Эти напряжения образовались в
результате блокирования крика и плача. Ограничивая проход воздуху, они уменьшают подачу кислорода
и снижают энергетический уровень организма. Напряжения в горле часто переходят вверх, к голове и
рту, потому что они также являются частями общей задержки процессов сосания и лизания. По своей
природе млекопитающее животное существо, которое лижет и сосет. При дыхании мы засасываем
воздух. Работая с пациентами, я обнаружил, что любые нарушения в нормальных сосательных действиях
связаны с соответствующими нарушениями дыхательного процесса.
Наконец, существует кольцо напряжения вокруг основания черепа. На задней поверхности шеи
это напряжение можно нащупать в спазмах маленьких затылочных мускулов. Спереди головы его можно
нащупать в жесткости мускулов, которые приводят в движение челюсть. Такое напряжение влияет на
подвижность челюсти, удерживая ее либо во втянутом, либо в вытянутом положении. Каждое
положение имеет свое специфическое значение: втянутая челюсть указывает на препятствия в
самоутверждении, выступающая челюсть символ твердости и неповиновения. Так как напряжение
челюсти включает в себя и напряжения внутренних крыловидных мышц, находящихся у основания
черепа, то это кольцо напряжения фактически является слоем, который блокирует поток чувств из тела к
голове.
Существуют и другие области хронического мышечного напряжения, которые нарушают
дыхательные волны и блокируют полный, свободный поток возбуждения в теле. Например, спазмы
длинных мышц спины и ног создают общую жесткость тела, которая мешает прохождению потока волн
возбуждения. В других случаях можно обнаружить зоны разрушения в теле, где оно, находясь в
ригидном состоянии, ослабло, не выдержав стресса. Эти области разрушения являются мощными
преградами для потока возбуждения и чувств.
Каждый терапевтический подход, направленный на заземление человека, должен значительно
ослабить эти мышечные напряжения. В биоэнергетическом анализе это достигается при помощи
установления контакта человека с его напряжениями, то есть ему помогают ощутить их. Можно
попросить пациента сделать определенные выразительные движения, которые бы задействовали его
неподвижные области, или можно выборочно надавить на напряженные мускулы, чтобы добиться их
быстрого расслабления. На следующем этапе пациент должен понять значение этих напряжений: во-
первых, какие импульсы или действия неосознанно сдерживаются этим напряжением? Во-вторых,
какую роль играет напряжение в экономии энергии тела, то есть как оно действует, чтобы ограничить
чувства и возбуждение? Наконец, в-третьих, какие последствия оно оказывает на поведение и на
|