выполняется правильно, тело слегка выгибается назад, в то время как таз выдвигается вперед. Очень
важно следить за тем, чтобы движения исходили от ступней и не включали сознательные толчки тазом
или изгибание тела [более полное обсуждение сексуальных движений можно найти в моей книге
«Любовь и оргазм», - прим.]. До этого Марта выполняла ряд других упражнений, направленных на
достижение тех же сексуальных движений, но ощущения так и не появились. Когда же она выполнила
упражнение, описанное выше, она смогла сделать его правильно и почувствовала свои ступни
задействованными в движении.
Результат превзошел все ожидания. Она ушла с занятий, чувствуя контакт со своими ступнями.
Когда я увидел ее на следующей неделе, она сказала, что, придя домой, почувствовала себя оживленной
и веселой. Это замечательное чувство, которое было полной противоположностью депрессии,
продолжалось весь день. Она пыталась выполнять то же самое упражнение самостоятельно дома и
испытала такую же радость и оживленность, но это состояние продолжалось уже не столь долго.
Конечно же, мы повторяли упражнение и у меня в кабинете, однако результат был не всегда один и тот
же. Сделав это упражнение впервые, она высвободила глубинные сексуальные чувства, о
существовании которых до этого и не подозревала. Но без дальнейшего анализа она была еще не готова
интегрировать эти чувства в свою повседневную жизнь.
Когда терапия закончилась, Марта уже больше не была девушкой на пьедестале. Я не хочу
сказать, что все ее проблемы полностью разрешились. Личностные проблемы невозможно разрешить до
конца. В нижней половине ее тела все еще присутствовала некоторая степень жесткости и напряжения,
которые слегка напоминали пьедестал. Но в целом она изменилась достаточно сильно. Ее плечи и грудь
опустились, живот и таз стали более расслабленными, а ноги обрели мягкость. В ней появилась
веселость, отражавшая ее новый энтузиазм к жизни. Однако она понимала, что впереди еще много
работы. Мы закончили терапию, потому что она захотела дальше продолжать работать над собой
самостоятельно. Она осознала, что должна оставаться заземленной и что этого можно достичь, только
сохранив связь со своим телом, ногами и сексуальностью.
Терапия Марты закончилась несколько лет назад. Я виделся с ней после этого много раз, и мы
обсуждали некоторые аспекты ее жизни. Она больше уже не впадала в глубокую депрессию, хотя порой
уставала и ей хотелось все бросить. Когда это случалось, она позволяла себе выплакаться, почувствовать
в себе ребенка, жаждущего заботы и любви, которых его лишили. Она никогда не сможет совсем
избавиться от этой грусти, которая стала неотъемлемой частью ее жизни, но она также научилась
получать глубокое удовольствие от полноценной жизни своего тела.
Любовь и дисциплина
Я представил случай с Мартой довольно подробно, потому что он наглядно поясняет те
проблемы, которые возникают, когда родители начинают играть, пытаясь вырастить неизбалованного
ребенка. Марта была неизбалованной, но и не созревшей. Она не созрела на эмоциональном уровне и
была наивной в сексуальных аспектах жизни. Ее мать верила, что любит свою дочь, и была привязана к
ней, хотя причиняла ей много боли и страданий, пытаясь ее воспитывать и контролировать. Ее
действия выражали не любовь, а враждебность. Оправдывая свое деспотическое отношение любовью и
заботой, такие родители обманывают себя и своих детей.
Любовь неотделима от свободы и удовольствия. Человек не может по-настоящему любить, если
он ограничивает свободу любимого человека быть самим собой, выражать себя и делать что-то для себя.
К тому же не следует говорить о любви, причиняя при этом боль. Это несовместимо. Если мы кого-то
любим, мы хотим видеть его счастливым и веселым, а не унылым и страдающим. Еще один важный
момент: когда мы делаем что-то с любовью, наши поступки направляются из сердца, а не из ума.
Трудно понять, как любовь и дисциплина могут сочетаться друг с другом. Поговорка «пожалеешь
розгу испортишь ребенка» отражает старые традиции западной культуры, в которых послушание и
обязанность приравниваются к любви. Часть этих традиций считает удовольствие грехом, а работу и
производительность главными добродетелями. Другая часть западных традиций рассматривает тело как
низший аспект человеческой сущности. В моей книге «Предательство тела» я показал, что эта традиция,
|