тогда для нас вся жизнь в целом представляет собой ценность. Из-за такого бережного и почтительного
отношения к жизни мы будем стремиться сделать все возможное, чтобы спасти чью-то отдельную
жизнь, включая в эту категорию и жизнь животного. Потеряв чувство, что вся жизнь в целом является
ценной, мы отказываемся от нашего гуманизма, и это неизбежно приводит к тому, что наша собственная
жизнь становится пустой и лишенной смысла.
Однако во имя веры (религиозной, национальной или политической) люди воевали друг с
другом, убивали, разрушали природу. Такое странное поведение требует объяснения, которое мы
должны искать в сущности самой веры. Дело в том, что вера имеет двойной аспект: один сознательный,
другой бессознательный. Сознательный аспект представляет собой набор верований или догм.
Бессознательный аспект это ощущение доверия или веры в жизнь, которые кроются за догмой,
наполняя идола жизнью и смыслом. Не осознавая этой стороны, люди рассматривают догму как
источник своей веры. Они чувствуют себя вынужденными защищать ее от любой проверки на
действенность и обоснованность.
Все догмы имеют узкий, ограниченный характер, то есть они развились на основе исторического
опыта определенного народа. Они представляют попытку исследовательского ума человека придать
какой-то смысл своему опыту и заодно в этом процессе структурировать будущий опыт людей в
соответствии с этим смыслом. Поскольку историческое развитие всех людей в их эволюции от
животного состояния и до состояния человеческой культуры, независимо от ее уровня, прошло
примерно одинаковые стадии, а именно: развитие речи, применение огня для приготовления пищи,
использование инструментов, оружия и т. д.,
мы обнаруживаем, что их догмы, мифы и верования
имеют много общего. Конечно, в них также присутствует много различий, отражающих самобытность
определенного народа и его стадию культурного развития. К сожалению, каждый народ отождествляет
свою веру с ее какой-то специфической догмой, часто заостряющей слишком большое внимание на
различиях. Те, кто придерживается другой догмы, считаются людьми без веры, и поэтому на них
взирают как на низших, второсортных людей. Такое отношение, кажется, оправдывает уничтожение
одних людей другими.
Хотя различия в вере можно использовать как оправдание и объяснение для войн и завоеваний, я
не думаю, что это является настоящей мотивацией. Реальную мотивацию нужно искать в борьбе за
власть. Мало кто из людей всецело полагается на веру, как, например, это делает животное. Каждое
дикое животное верит, что завтрашний день принесет все необходимое для его выживания. Каждую
ночь оно засыпает, нисколько не тревожась о своем будущем. Конечно, животное не знает, что будущее
может принести несчастье. Оно живет главным образом в настоящем. Его сознание не может охватить
прошлого или будущего, за исключением очень ограниченного отрезка времени. Поэтому вера
животного также не сознательна, она является выражением его жизненной силы. Мы, люди, с нашим
осознанием времени, смерти, болезней и опасности, не можем полностью положиться только на одну
веру, которая обеспечит наше выживание.
Нам нужна уверенность в безопасности, которую мы рассчитываем найти во власти. Чем больше
у нас будет власти, тем в большей безопасности мы будем себя чувствовать.
Людям, которые доверяют только силе власти, кажется, что они никогда не смогут обеспечить
себе полную безопасность, какие бы меры ни принимались для этого. Причина в том, что не существует
полной безопасности. И наша власть над природой или над нашими собственными телами жестко
ограничена. Гитлер при помощи власти стремился к господству над всем миром, хотел создать Третий
рейх, который бы продолжался тысячу лет. Через двенадцать лет от его мечты остались лишь развалины
того, что некогда называлось Великой Германией. Доверие власти как к гаранту безопасности является
иллюзией, которая подрывает подлинную веру в жизнь и неизбежно приводит к разрушению. Кроме
того, власти никогда не бывает достаточно, и всегда существует возможность ее потери. В отличие от
веры, власть это безличная сила, которая не является частью человеческого существования. Ее может
захватить другой человек или другая нация. Поскольку люди жаждут добиться власти, человек,
обладающий ею, становится объектом зависти. Он не может спокойно спать, так как знает, что его
завистники вечно что-то замышляют или подстраивают, чтобы вырвать у него власть. Таким образом,
власть создает странное противоречие: хотя и кажется, что она обеспечивает некую степень внешней
безопасности, она также создает состояние тревоги и опасности как внутри самого человека, так и в его
|