отношениях с другими людьми.
Исследуя человеческую историю, можно, на примере развития народа или нации, проследить
очевидную тенденцию от веры во власть до упадка и гибели. Взять хотя бы древних иудеев. Покинув
Египет, они были слабыми, бедными людьми, единственным богатством которых была вера. Эта вера
дала им силу, поддерживавшую их в скитаниях и битвах с племенами, которых они встречали в
пустыне. Они хотели стать государством могущественным и великим, и их вера дала им возможность
добиться этой цели. Но после того, как они поселились в Палестине, их стали разъедать конфликты
между призывами к вере и жаждой власти. По мере того, как увеличивалось их могущество, их вера
медленно разрушалась. Они стали ссориться между собой и со своими более или менее сильными
соседями. Те соседи также жаждали власти. Поэтому было неизбежно, что рано или поздно их (иудеев)
победит восходящая держава, основанная на молодой и более крепкой вере. Удивительно заканчивается
история древних иудеев. Когда они снова обессилели и были разбросаны по всей земле, их вера вновь
ожила и помогла им еще раз выстоять перед лицом всех несчастий и бедствий на протяжении
следующих двух тысячелетий.
История древних греков ничем не отличается от иудейской. Города-государства выросли на вере
греков в себя и в свою судьбу; эта вера четко отражена в их мифологии и в легендах Гомера. По мере
того как они росли, они обретали могущество, которое давало им возможность расти еще больше. Но
там, где вера объединяет, власть разделяет. Борьба за власть между великими городами Афинами и
Спартой, ознаменовавшая начало более чем сорокалетней Пелопоннесской войны, уничтожила веру,
которая до этого связывала греков в их взаимопомощи друг другу. Их участь была схожей с участью тех
империй, которые были свергнуты молодым и здоровым народом, здоровым в том смысле, что их вера
была не испорчена длительной борьбой за власть.
Арнольд Тойнби всесторонне исследовал взлеты и падения цивилизаций, уделив должное
внимание всем сложным силам, задействованным в этих сильнейших переживаниях человеческого
духа.
Читая Тойнби, не перестаешь поражаться тому огромному значению, которое он отводит роли
духовных факторов в росте и упадке цивилизаций. В сокращенном издании Д. С. Сомервелла можно
найти следующее высказывание: «Они потеряли веру в традиции своей собственной цивилизации». И,
говоря о нашей цивилизации, он замечает: «Упадок не в техническом отношении, а в духовном». В то же
время Тойнби дает ясно понять, что стремление к власти ведет к потере народом своего творческого
потенциала. Такой вывод можно сделать из следующей цитаты: «Фактически мы уже имели
возможность убедиться на примере истории любого общества, что когда творческое меньшинство
дегенерирует в господствующее меньшинство, пытающееся с помощью силы удержать свое положение,
которое оно перестало заслуживать, то такая перемена в характере правления вызывает, с другой
стороны, раскол правящей верхушки с пролетариатом, не желающим больше восхищаться и подражать
своим правителям и стремящимся освободиться из рабства».
Тойнби прекрасно осознавал, что историю нельзя отделять от жизни самих людей, если их
история является предметом изучения. Именно сущность человека определяет и творит историю, а не
наоборот. Если истинным является то, что высокомерная гордость предшествует падению человека,
также является истинным и то, как указывает Тойнби, что самопоклонение в народе становится одной
из причин его общего духовного упадка. С точки зрения психологии, это означает, что раздутое эго, либо
одного человека, либо всей нации, является предпосылкой, ответственной за крушение как всей
социальной структуры, так и отдельной личности. Можно рассматривать людей с точки зрения истории
целых народов, а можно рассматривать историю с точки зрения индивидуальной психологии.
В своей предыдущей книге я показал, что погоня за властью ограничивает переживание
удовольствия, которое «дает энергию и мотивацию для творческого процесса». Власть расширяет эго,
потому что усиливает чувство контроля, который является нормальной функцией эго. Но у слабой
личности ощущение власти может с легкостью переполнить эго, таким образом отделив его от духовных
ценностей, присущих телу. Эти ценности включают в себя ощущение единства с другими людьми и с
природой, удовольствие от спонтанного взаимодействия, которое лежит в основе творческой
деятельности, а также веру в себя и в жизнь. Поскольку эти ценности составляют неотъемлемую часть
жизненного процесса, они принадлежат области тела, а не эго. Между ценностями тела и ценностями,
|