возвращает привязанность его родителей своей собственной привязанностью к тому образу жизни и тем
ценностям, которые они несли в себе. Затем, когда придет срок, ребенок станет взрослым и передаст эту
привязанность своим детям, вселяя в них почтение к прошлому и надежду на будущее.
Взаимность любви требует почитания прошлого, чтобы уравновесить заботу о будущем. Мы не
можем смотреть только вперед, мы также должны оглядываться назад, откуда мы пришли. Каждый
организм начинает свое индивидуальное существование, прослеживая этапы эволюционного пути, по
которому шел его род. Именно этот смысл заложен во фразе «онтогенез повторяет в своем развитии
филогенез». Поэтому привязанность родителей к своим детям естественным образом соотносится с
уважением и почитанием, которые дети оказывают им. Забота сообщества о благосостоянии своей
молодежи обычно отражается в уважении молодежи к старшим. Это основной закон племенной жизни,
без которого существование полноценного сообщества становится невозможным. В таких сообществах
мудрым старейшинам отводится роль проводников. Эстер Уорнер писала: «Один из самых
целесообразных аспектов племенной жизни заключается в том, что старым людям оказывают должное
внимание и уважение. Их почитают, к ним обращаются за советом и помощью в каждом городе».
Уважая старейшин, молодые люди племени чтят истоки своего существования, таким образом
утверждая свою веру и свое единение.
Я уверен, что здесь многие родители могут не согласиться с моим предположением. Разве мы не
наблюдаем ситуацию, когда дети сознательно отвергают ценности своих родителей, несмотря на
любовь и привязанность, с которыми к ним относились. Я бы сказал наоборот такая ситуация
возникла как раз потому, что родителям не удалось передать веру, которая поддерживала бы их детей. Я
знал родителей, которые были больше привязаны к своему образу жизни, чем к своим детям. Основная
причина этой неудачи заключалась в том, что у самих родителей не было веры. Без веры их любовь
была просто абстрактным образом, набором слов, а не выражением чувств.
Вера свойство бытия: бытия соприкосновения с самим собой, с жизнью, со Вселенной. Это
также ощущение принадлежности сообществу, стране и всей земле. Кроме того, это чувство связанности
со своим телом, со своей человечностью, со своей животной сущностью. Все это есть вера, потому что
это проявление жизни, выражение жизненной силы, объединяющей всех живых существ. Она является
биологическим явлением, а не психическим.
В своей новой книге «Прикосновение» Эшли Монтегю выводит тезис о том, что приятное
соприкосновение между кожей матери и ребенка имеет очень большое значение в развитии личности
ребенка. Телесный контакт делает присутствие матери еще более ощутимым. Он обеспечивает чувство
безопасности, на котором ребенок может построить стабильные отношения с объектами его внешнего
окружения. Осязаемость материнского присутствия, которое ребенок переживает через прикосновения к
ней руками, ртом и телом, возвращает ему чувство «абсолютной уверенности». Также Монтегю замечает:
«Даже вера полностью основывается либо на материальности событий, которые произойдут в будущем,
либо на тех, которые уже были пережиты в прошлом» /13/. Пробным камнем веры является само
прикосновение.
На биологическую основу накладываются еще и психологические сопутствующие элементы веры
особые убеждения, составляющие наследие людей, которые пытались понять свое человеческое
предназначение. Они похожи на одежду, которую мы носим. Они могут отличать одну группу людей от
другой, не являясь их сущностью. Мы можем легко потерять из виду эту сущность, вообразив, что у
людей разного цвета кожи, с различными взглядами и убеждениями, ведущих разный образ жизни,
отсутствует человеческое достоинство, милосердие и вера. Мы можем прийти к такому выводу, если
потеряли из виду основу для нашей собственной веры, посчитав ошибочно, что наша вера происходит
от того, чему нас учили и что совпадает с нашими убеждениями.
Мы также не в состоянии признать, что наши убеждения могут стать инструментами в нашей
борьбе за власть, как личной, так и политической. Убеждения можно с легкостью приспособить для
удовлетворения желаний эго.
Если убеждение не основывается на подлинной вере, оно не может быть истинным убеждением.
Но оно не будет и ложью: человек может в самом деле придерживаться какого-то убеждения. В этом
случае оно становится иллюзией. В предыдущих главах я описал некоторые иллюзии, за которые мои
депрессивные пациенты цеплялись со всей силой, на которую был способен их ум. Однако эти
|