кроватей и других физических объектов. Все это создает людей, которые могут вести лишь одинокий,
изолированный образ жизни в переполненном урбанизированном мире с его материальными
ценностями и пристрастием к вещам». К сожалению, такая практика воспитания все больше укореняется
и в других странах, по мере того как они пытаются скопировать или улучшить американский образ
жизни.
Мы вынуждены признать факт, что за время 20-го столетия воспитание детей претерпело
значительные изменения. Самым важным аспектом этих изменений стало снижение частоты и
продолжительности кормления грудью. Непосредственным результатом явилось то, что количество
контактов между кожей матери и младенца, которые выполняют важную функцию в стимулировании
энергетической системы ребенка, уменьшилось. Другие ценности также утеряны. Кормление грудью
делает дыхание ребенка более глубоким и увеличивает его метаболизм. Кроме того, он удовлетворяет
оральные и эротические потребности ребенка, обеспечивая глубоко ощущаемое удовлетворение, которое
простирается от губ и рта по всему телу. Именно мать, кормящая грудью, должна находиться рядом с
ребенком. Кормление это не та функция, которую можно передать сиделкам или кому-нибудь еще.
Совершая лишь одно это действие, мать таким образом утверждает как развивающуюся веру ребенка в
его мир (который на этой стадии жизни представлен его матерью), так и в его собственные
естественные функции.
Вот что говорит Эрик Эриксон по поводу кормления грудью: «Рот и сосок груди кажутся явными
центрами общей ауры тепла и взаимной связи, от которых получают удовольствие и на которые
реагируют расслаблением не только этих важных органов, но и целыми организмами оба
соприкасающихся человека. Взаимность развитого таким образом расслабления играет чрезвычайно
важную роль для первого опыта дружеских отношений с другими» /14/. Эриксон, как и я, признает, что
кормление грудью не всегда может обеспечивать полное удовольствие и удовлетворение, которые оно
несет в себе. «Мать может попытаться форсировать процедуру, с силой вставляя сосок в рот ребенка,
нервозно изменяя часы кормления, она может, наконец, оказаться не в состоянии расслабиться во время
начального этапа сосания, который, как правило, является болезненным» /15/. Но ценность кормления
грудью приводит автора к выводу, что «если мы затратили долю нашей целительной энергии на
предупредительные меры, а именно на те, которые всячески содействуют кормлению», мы можем
избежать множества страданий и проблем, которые происходят от эмоциональных расстройств.
Основная проблема отношений между матерью и ребенком заключается не в кормлении грудью,
а в вере и доверии, хотя все три аспекта очень близко взаимосвязаны. Через такие отношения ребенок
либо приобретает базовое чувство доверия своему миру, либо он будет вынужден бороться с
сомнениями, тревогами и виной по поводу своего права получать то, что он хочет или что ему нужно.
Под словом «получать» подразумевается его право получать и право тянуться и брать. Когда человек не
уверен, что у него есть это право, он будет тянуться к миру с сомнением, с боязнью, у него никогда не
будет чувства полной ответственности. Амбивалентность пронизывает все его поступки; он тянется и
одергивает себя одновременно. Такое поведение представляет проблему и для других, ибо нельзя
полноценно отвечать на амбивалентное отношение. К сожалению, человек не осознает ни своей
амбивалентности, ни своего недоверия. Его постоянное сдерживание себя структурировалось в
мышечные напряжения, которые уже давно приобрели форму неосознанных двигательных движений.
Он ощущает сознательный импульс тянуться. То, что он не ощущает, это сдерживание этого импульса
на телесном уровне.
Когда ребенок теряет веру в свою мать через переживание, что она не всегда рядом с ним, он
начинает терять веру и в себя. Он начинает не доверять своим чувствам, своим импульсам и своему
телу. Чувствуя, что что-то не так, он больше не может доверять своим естественным функциям, чтобы
установить ту связь и гармонию с его миром, которые обеспечат непрерывное удовлетворение его
потребностей и желаний. Но это есть то, чего, кажется, и добивается наша западная цивилизация,
накладывая довольно строгое искусственное регулирование телесных функций на ребенка. И снова я
процитирую Эриксона: «В западной цивилизации преобладающая система обучения и воспитания
направлялась убеждением, что систематическое регулирование функций и импульсов в раннем детстве
является надежной гарантией будущего эффективного функционирования человека в обществе. Эта
система насаждает как грудному младенцу, так и подрастающему маленькому ребенку никогда не
|