связываем себя со все возрастающим количеством информации, не предпринимая никаких мер
предосторожности, которые бы защитили наше понимание. Проведение исследований, которое
заключается в простом сборе информации вместе со статистическим искажением, стало главной целью
программ нашего высшего образования. К счастью, большинство из написанных докторских
диссертаций по философии никто не прочтет. Однако коварное последствие от такого пристального
внимания сбору данных проявляется в прогрессирующей утрате веры в естественную возможность
человека понять себя, своего ближнего и свой мир. Мы не нуждаемся в том, чтобы статистика говорила
нам, как все плохо. Мы можем почувствовать наши страдания, мы можем почувствовать загрязненность
воздуха, мы можем увидеть грязь и разобщенность, которые приносят большие города. Мы можем и
должны полагаться на свои ощущения, если хотим разобраться в путанице нашего существования.
Однако мы все больше связываем себя с властью. Исследования четко показывают, что
потребности во власти нашей технологической цивилизации в следующем десятилетии удвоятся. Люди
получат власть передвигаться быстрее и дальше, смогут делать то, что раньше не могли. Темп жизни
ускорится, несмотря на то что он уже и так взвинчен до предела. Мы можем также ожидать, что
возможности и способности к удовольствию будут постепенно уменьшаться. Мы все больше
ориентируемся на свое эго и сами же страдаем от растворения своей личности в механизированной
культуре. Механизация диссоциирует эго с телом, снижая осознание тела и ослабляя чувство личности,
основанное на этом осознании.
С исчезновением простой жизни исчезают также и естественные функции, являющиеся частью
этого образа жизни. Домашняя выпечка и домашняя еда заменяются едой, приготовленной в
общественных местах питания. Войдя в дом, уже не почувствуешь того особого душистого аромата
пекущегося хлеба или готовящейся еды. Заготовка дров, вязание и шитье одежды, кормление цыплят и
свиней все эти занятия уходят в прошлое, и мало кто из наших детей когда-либо смогут увидеть это.
Но самая важная потеря это потеря функции материнства, которая заключается в передаче веры и
чувств через кормление грудью, качание на руках и в колыбели. Колыбель стала антиквариатом, а грудь
трансформировалась в сексуальный символ.
Природная функция материнства заменяется матерью-менеджером. Под давлением советов
педиатра, многочисленных рецептов и правил она перестала выполнять роль почвы, в которую ее
ребенок пускает свои первые корни (под этим подразумеваются движения головой младенца,
пытающегося дотянуться до ее груди). Вместо этого она стала выполнять роль организатора и
администратора. В каком-то смысле она находится здесь для своего ребенка, но не в своей основной
сущности как женщина. Вся ее деятельность приготовить бутылочку, накормить ребенка, переменить
пеленки или помыть его может так же легко выполняться мужчиной. Поэтому неудивительно, что
она возмущается, когда ее обременяют работами, не соответствующими ее природе. И даже если она
окажется самым эффективным менеджером, она все равно не получит от своих детей признательности и
любви, которые мать хочет и должна получать.
Управление домом низводит детей до уровня объектов. У всех моих депрессивных пациентов
присутствует чувство, иногда глубоко запрятанное, что они были объектами, о которых заботились и
воспитывали таким образом, чтобы они служили гордостью для своих родителей или, по крайней мере,
не создавали для них проблем. Очень рано в своей жизни они узнали, что предназначены для
удовлетворения эмоциональных потребностей своих родителей и что их собственные желания должны
быть подчинены этим потребностям. И это стало моделью их жизни, приводящей к пассивности
поведения и к необходимости угождать. Никто из моих депрессивных пациентов не чувствовал, что у
него есть право требовать, отстаивать свои желания, а также тянуться и брать удовольствие, которое он
хочет. Как только эти шаблоны структурировались в теле, реальная физическая способность тянуться
стала ограниченной. Мы представляем собой людей, отчужденных друг от друга, вырванных с корнями.
Гниение наших корней начинается на ранних этапах жизни. При рождении младенца разъединяют со
своей матерью и помещают в отдельную палату. Дома его кормят по расписанию, берут на руки от
случая к случаю и отзываются ему тогда, когда это удобно родителям. С ним обращаются так, как с
домашним растением. Как бы сильно он ни цвел, его корни все равно не проникнут в почву жизни.
Многие молодые люди осознают эту ситуацию, которую я описал выше. Они стали понимать,
что большой объем власти и материальных товаров, высокий уровень урбанизации и механизации
|