жизни угрожают самому смыслу нашего существования. И они стали спонтанно двигаться в
направлении совместных и более простых форм жизни возобновление интереса к ремеслу, домашней
выпечке хлеба, к кормлению грудью и к природе. Если рассматривать стремление восстановить нашу
связь с природой и с естественным порядком вещей в более широком смысле, то это движение не
ограничивается молодыми людьми, хотя они и занимают в нем важное место. Однако нам не удастся
«вернуться к природе» в том смысле, который вкладывал в эту фразу Руссо. Мы не можем вернуться
обратно. Мы должны двигаться вперед к более глубокому пониманию человеческой сущности и к новой
вере, основанной на понимании божественной силы внутри живого тела.
Эпидемия депрессии
В своей недавней статье Джон Шваб заметил, что «эпидемиологические данные указывают на то,
что в следующем десятилетии депрессия, по всей вероятности, примет характер эпидемии, так как наше
население противодействует преобладающим социальным силам, а социальный климат пытается по
возможности превратить эти противодействия в наиболее социально приемлемые и приспособляемые
формы». Шваб также отмечает возрастающую тенденцию депрессивных реакций у молодых людей, хотя
раньше такие реакции считались эмоциональным заболеванием людей пожилого и среднего возраста,
которое происходит в результате накопления потерь и разочарований. Он связывает это явление с
крушением протестантской этики, с ее акцентом на частной собственности, производительности, на
власти, а также с отсутствием тех философских ценностей, которые бы привлекали молодежь. Он также
считает, что устремления молодых людей «слишком высоки, они хотят слишком много сделать, и
последующее разочарование из-за неудач достичь намеченных целей питает почву, в которой болезнь
депрессии процветает» /18/.
Но так ли уж высоки устремления молодежи? Действительно ли они отличаются от устремлений
любого молодого поколения, которое идеалистично по своей сути и которое хочет, чтобы на земле
установились мир, справедливость и гуманизм? Каждое новое поколение пыталось изменить мир к
лучшему, и каждое поколение страдало от своей доли разочарования от неудачи достичь своих целей.
Разочарования в достижении чего-то не являются предрасполагающими условиями для депрессии, хотя
они могут быть возбуждающей причиной, которая запустила в ход депрессивную реакцию. Человек,
обладающий верой, сможет вынести разочарование, человек без веры уязвим для разочарований и
депрессии. Следовательно, мы должны задаться вопросом, по чему подорвана вера у нашей молодежи;
ответ на это вопрос мы должны искать в семье, а также в обществе Общество непосредственно
воздействует на человека только в его позднем или зрелом возрасте. На ранних этапах его жизни
влияние осуществляется через семью ближайшую ячейку общества. Именно потому, что современное
общество оказало такое разъединяющее воздействие на семью, оно во многом способствовало утрате
веры среди молодежи.
Семья и дом одинаково ценились прошлыми поколениями. Как говорят французы, быть дома
значит быть en famille (в семье). Семейный очаг всегда являлся символом стабильности, безопасности,
создавал чувство постоянства. Он служил убежищем от напастей внешнего мира, гаванью от всех
штормов, часто опустошавших землю. Он был единственным местом, где жизнь текла относительно
плавно и спокойно, не затрагиваемая политическими или религиозными конфликтами, которые
бушевали снаружи. Конечно, не каждый дом обладал такими качествами, не каждая семья была единым
звеном. Случались и конфликты, но, несмотря на споры и раздоры, дом, семья казались неразрушимыми.
Сколько из этих свойств хорошего дома и единой семьи существуют в наши дни? Конечно,
можно не согласиться с этим, сославшись на то, что я описываю идеальную семью, ту патриархальную
семью западной культуры, которая несет ответственность за неврозы и несчастья своих членов. Я не
хочу приуменьшать проблемы патриархальной семьи, но молодым людям из этих семей была не
свойственна депрессия. Может быть, их чувство безопасности приобреталось за счет их
индивидуальности, но мы также должны признать, что безопасность очень важна для полноценной
семейной жизни. В этой главе я вывожу свой тезис о том, что чрезмерное значение, предаваемое
индивидуальности, особенно таким ее аспектам, как это, ответственно за неспособность современной
|