54
специалистов спасательных бригад и терапевтов, а не для родных пострадавших.
Несколько слов о модификации социума в очаге массовой психической травмы и (или) всего
общества в случаях общенациональных травм. Усиление базисной тревоги и ухудшение
психофизиологического состояния людей, даже находящихся в тысячах километров от трагедии,
это общеизвестный факт, в основе которого лежит неизбежное психоэмоциональное включение
субъекта в любое наблюдение. Стоило бы особо подчеркнуть именно «наблюдение» (или
«визуальный ряд», трансляцию которого, как представляется, стоило бы «дозировать» на фоне
полного содержательного освещения событий). Неизбежное психоэмоциональное включение
формирует феномен «соучастия» и последующие идентификации. Основной формой
идентификации в культурном сообществе является идентификация с жертвами и пострадавшими,
что тут же провоцирует соответствующие, хотя и не слишком отчетливые психопатологические
феномены, и предполагает необходимость широкой социальной терапии. Однако в некоторых
случаях возможна защитно-бессознательная «идентификация с агрессором» (особенно у молодых
людей), что может приводить к росту правонарушений и преступности.
После подобных трагических ситуаций, как правило, усиливается сплоченность людей или
нации в целом, и одновременно люди испытывают потребность в каких-то ярких переменах,
чтобы в жизни все стало честнее, благороднее, искреннее, лучше, чем было раньше, что налагает
особые обязательства на представителей всех государственных органов.
Не следует забывать и о неизбывной потребности в отреагировании психической травмы у
пострадавших и формировании идей возмездия, особенно при персонифицированных психических
травмах, то есть имеющих конкретное «авторство». И если эти идеи не будут реализованы в
краткие сроки государством, право которого на санкционированное насилие и наказания является
безусловным, тогда всегда можно ожидать индивидуальных вариантов возмездия, как это было в
печально известном случае со швейцарским авиадиспетчером.
Кратко остановимся на еще одной существенной феноменологии. Мы уже отметили, что при
массовых психических травмах весь социум оказывается «поврежденным», но особенно страдает
ближайшая к травмированной часть общества, то есть принадлежащая к той же региональной,
этнической или религиозной группе. Именно в этой среде начинают спонтанно возникать и
распространяться бредоподобные слухи и убеждения, которыми психологически травмированные
люди (даже если у них нет явных признаков ПТСР) легко заражаются, вплоть до психических
эпидемий, возникновения новых движений и т. п. Исходно такие идеи или эпидемии
продуцируются или провоцируются (нередко) всего одним человеком и затем начинают
лавинообразно распространяться, по принципу известной житейской мудрости: «Скорее один
помешанный убедит сотню здоровых, чем наоборот». Конечно, кроме житейской мудрости, мы
должны помнить о механизмах внушения и внушаемости, которая при психических травмах
всегда возрастает, особенно в детском и юношеском возрасте. Еще не так давно считалось, что
психические эпидемии представляют лишь исторический интерес. В качестве примера подобной
эпидемии в Средние века можно привести так называемый «крестовый поход детей», когда в
начале XIII века множество детей и подростков из Франции и Германии отправились на
освобождение Святой земли и, большей частью, погибли в пути.
До конца XVII века подобные явления случались неоднократно, особенно в женских
монастырях, где монахини «внезапно» оказывались одержимыми бесами. Кстати, уже в то время
было известно, что «изгнание бесов» неэффективно, так как они имеют склонность возвращаться
вновь, а главным терапевтическим принципом было разъединение (изоляция друг от друга)
одержимых. Судя по недавним событиям (в декабре 2005 года) в одной из кавказских школ, где
девушки с психогенным синдромом спазма дыхания лечились в общих (для всех них) палатах, об
этом принципе слегка позабыли. Впрочем, как и о втором важнейшем принципе терапии
психических эпидемий их приступы обычно требуют присутствия «наблюдателей», и особенно
из числа ближайших родных и близких, которые в подобных ситуациях, безусловно, должны
быть удалены (а в упомянутом случае дети были помещены в отделение вместе с родителями).
Если локализовать такие эпидемии в краткие сроки не удается, они могут приобретать очень
широкий характер и дополняться идеями мученичества, которое отличается от обычного
страдания его содержательным (обычно привнесенным) наполнением и публичностью, тем самым
усиливая психическое заражение. Таким образом, в основе психических эпидемий лежат какие-то
общепсихологические механизмы, которые не утрачены (с развитием культуры, как
|