57
Наряду с проведением дебрифинга в острый период некоторые авторы считают его показанным
и в более поздние сроки (до 4 месяцев после полученной психической травмы). При этом цель
такого отсроченного дебрифинга остается прежней отторжение воспоминаний и уменьшение
вероятности развития отставленных реакций и отдаленных последствий, что достигается путем
вербализации болезненных переживаний на фоне групповой поддержки с соблюдением всех
вышеупомянутых правил.
Основы психологического дебрифинга были заложены военной психиатрией еще в годы
Второй мировой войны [115]. Его основные принципы в тот период включали в себя:
приближенность, оперативность и удовлетворение ожиданий. В частности, применительно к
боевым условиям было обосновано, что дебрифинг должен быть максимально (географически)
приближен к месту получения психической травмы, осуществляться как можно скорее после
травматического событий и предоставлять пострадавшим информацию о том, что их состояние (в
данном случае «боевое истощение») является нормальной (и преходящей) реакций в ответ на
боевой стресс.
В последующем дебрифинг активно применялся у пострадавших в результате стихийных
бедствий, техногенных катастроф и террористических актов. В процессе этого практического
опыта и исследований были выработаны основные правила проведения дебрифинга, часть из
которых уже была приведена выше и здесь будет лишь немного дополнена. Одной из главных
составляющих успеха таких мероприятий является личность дебрифера, который должен обладать
достаточным опытом работы с нарушенными пациентами (в том числе в группе) и обладать
рядом специфических качеств: располагающей внешностью, соответствующим тембром голоса и
способностью исходно вызывать доверие.
После знакомства с группой и краткой самопрезентации дебрифер разъясняет цель предстоящей
работы (в терминах, соответствующих образовательному и культурному уровню участников), а также
сообщает, что все происходящее в группе будет подчинено принципам терапевтической этики и
конфиденциальности, поэтому никто не должен опасаться проявления своих чувств, мыслей,
ассоциаций и высказываний, каковы бы они ни были. К участию в группе не должны допускаться
никакие «внешние» наблюдатели и вообще любые лица, не имевшие непосредственного отношения
к травматической ситуации.
Следующая задача дебрифера состоит в удовлетворении ожиданий группы. Если он имел
предшествующий личный травматический опыт, целесообразно кратко поделиться им с группой, тем
самым поощряя участников к рассказу об их собственных чувствах и переживаниях и трагическом
опыте, у которого нет аналогов. Несмотря на почти всегда присутствующий негативизм группы,
очень важно в этот период демонстрировать свою толерантность и не столько говорить, сколько
предъявлять себя группе в роли того, кто готов терпеливо выслушать каждого.
Дебрифер должен быть готов к тому, что кроме легко прогнозируемых чувств горя, вины, страха,
беспомощности или ужаса с равной вероятностью в группе будут проявляться ярость, гнев и
ненависть, которые могут переноситься и на него, и на других членов группы, и уметь управлять
подобными ситуациями. В подобных случаях целесообразно также информировать группу о том,
что такие реакции после тяжелых психических травм обычны и могут проявиться у каждого, и, если
это уместно, дать более широкое пояснение возможных симптомов ОСР, сделав при этом акцент на
их преходящем характере (как мы помним, лишь у 310% пострадавших в последующем может
развиться ПТСР), а также роли мобилизации внутренних ресурсов личности и социальной
поддержки (в том числе в наличной группе) для преодоления последствий травмы.
В период между групповыми сессиями рекомендуется ознакомление с литературой, где в
доступной форме, как обычные и нормальные описываются реакции людей на тяжелый стресс
(лучше без конкретных примеров), и одновременно не рекомендуется (даже если члены группы свя-
заны на какой-то период совместным проживанием и времяпрепровождением) обсуждать те или иные
проблемы вне группы (хотя в той или иной степени это все равно будет присутствовать). Чтобы
максимально снизить негативное влияние внегруппового общения, расписание дебрифинга и
дополнительных (медицинских, оздоровительных и любых других отвлекающих) мероприятий
должно быть достаточно «плотным». Весьма позитивное действие оказывают эстетотерапия,
музыкотерапия и общение с природой.
|