Милтон Г. Эриксон, Эрнест Росси: «Человек из февраля»
102
2.21. Эмоциональный катарсис ирефрейминг как сущность подхода Эриксона: не
изменение структуры личности, а расширение поля зрения; неудача
составная часть
любой "удачливости "
Эриксон: Теперь о Вашем страхе плавания. Вы все время совершаете одну и ту же грубую
ошибку. Вам надо ее исправить, потому что Вы упорно стараетесь-стараетесь-стараетесь
поплыть Вы этого очень хотите, и все же Ваш страх сильнее Вас. Правильно? Попробуем
применить совершенно другой подход. Вам не нужно будет заставлять себя вновь совершать
бесконечные попытки. Первое, что Вы должны сделать это запомнить все то, что Вы мне
рассказали, и осознать это. И запомните у маленького ребенка по сравнению со взрослыми
все ощущения более честны и искренни. Вам не хотелось показывать своих слез а это
нечестно, потому что на самом деле Вы плакали. И слезы эти вовсе не были признаком
слабости, как думали Вы. Когда Вы размышляете об этом теперь, то понимаете, что
сильные люди, как и слабые, тоже временами плачут и что у сильных также бывают свои
счастливые и свои печальные моменты. Согласны? А Вы-то все делали вид, что никогда не
плачете и что Вам никогда не бывает плохо, что Вы никогда не чувствуете себя несчастной. К
тому же Вы не хотите признаться в том, что страшно ревновали к Элен и ненавидели своих
родителей. Вы не признаетесь в этом, Джейн, в то время как все необыкновенно просто. Вы не
хотите понять, например, что некоторые поступки Ваших родителей Вам нравятся, а некоторые
из них Вы просто ненавидите но ведь это в корне отлично от того, чтобы ненавидеть самих
родителей. Некоторые их действия вызывают у Вас возмущение, а с некоторыми Вы
солидарны. Существует ведь громадная разница между самим человеком и тем, что он
делает, а также между тем, что человек хочет сделать и что у него из этого получается. Вы
всегда будете восхищаться честностью намерений.
Вы будете уважать и ценить тех людей, которые в чем-то потерпели поражение и
здесь, и там, и вообще «по всем фронтам». Вы начинаете, наконец, улавливать мою мысль?
Вы должны посидеть спокойно и не пытаться перебороть свой страх плавания. Этого
вовсе не нужно делать. Вам следует спокойно сесть и честно, со всеми подробностями
просмотреть и оценить свои воспоминания и свое понимание прошлых событий. Тогда Вам
понравится тот маленький ребенок, которым Вы когда-то были, и Вы не будете презирать себя
за свой детский характер, потому что та девочка, не ведающая ни об импликациях, ни о
многозначности, делала то (или хотела сделать то), что на самом деле не имело для Вас важного
значения. Ведь что значила для Вас тогда смерть человека? Только то, что он уехал куда-то в
другое место. Лишь повзрослев, Вы стали вкладывать сюда совсем другой смысл. Когда Вы
были маленькой, Ваша ревность имела одно значение, а теперь она имеет совсем другое.
Не хотите же Вы, чтобы маленький ребенок сумел оценить свою значимость, свою личность,
свои потребности настолько, чтобы любым способом защитить собственное понимание? Все
эти годы Вы себя презирали, верно?
Клиентка: Да.
Эриксон: Почему? Может быть, потому, что это давало Вам возможность лучше
разобраться в себе самой. Может быть, по чистой случайности. Но какая бы неприятность с
Вами ни приключилась из нее всегда можно извлечь некоторые позитивные уроки. Я хочу,
чтобы Вы оглянулись назад и оценили свою ревность к Элен как ядро Вашего чувства
личности, Вашей самооценки. Вы уронили Элен с высокого стула, она упала и поранила Вам
руку. Вы ведь руководствовались исключительно добрыми намерениями, а все вышло плохо,
очень плохо, просто отвратительно. Вас доводило до бешенства то, что Ваше желание помочь
Элен закончилось ушибленной рукой и отцовской поркой; ведь Вы его любили, а он предал
Вас, потому что наказал, не разобравшись, что к чему. Это и впрямь была ужасная плата за
добрый поступок. Но в жизни часто случаются неудачи. Они входят в любую удачную жизнь.
Росси: Здесь Вы проводите глобальный рефрейминг детских взглядов клиентки
на неудачу и ревность. Вы помещаете ревность к Элен в центр более позитивного
зрелого развития личности. Теперь, с развитием гуманистической психологии, этот
факт признается почти всеми, но тогда, в 1945 году, такие взгляды были внове. Как
Вам кажется, можно ли по приведенным материалам судить о том, что именно
|