5.15. Изучение репродуктивного поведения
Исследования, основанные на методах опроса мнений, подошли
вплотную к тому, чтобы начать изучение психологических аспектов,
связанных с рождаемостью. Но следующий шаг за пределы своей профессии
исследователи, видимо, не решились сделать. А без этого невозможно было
продвинуться в направлении понимания причин малодетности. Дело в том,
что специфика статистического изучения основана главным образом на
применении метода корреляционного анализа. Однако корреляционный
анализ показывает лишь само наличие и тесноту связи между социальными
явлениями, но не раскрывает причинно-следственный характер этой связи,
т.е. не отвечает на вопрос, что является подлинной причиной данной
корреляционной зависимости. Причиной может быть третья величина,
оказывающаяся за пределами наблюдения. Поясню таким примером.
Исследования показывают, что более образованные женщины рожают в
среднем меньше детей, чем менее образованные. Однако вполне очевидно,
что не само по себе образование является причиной ограничения
рождаемости, хотя и были попытки объяснить низкую рождаемость у
образованных женщин тем, что они лучше необразованных умеют
обращаться со средствами контрацепции, что у них меньше свободного
времени, чем у менее образованных, что у них другой круг интересов.
Последнее ближе всего к истине. Но все равно не хватает объяснения
почему? Почему с повышением уровня образования женщин у них
ослабевает интерес к рождению детей? И если признать, что причина
подобного ослабления потребности иметь несколько детей кроется именно в
образовании, то так скоро можно дойти до мысли об ограничении права
женщин на образование в интересах спасения нации от вымирания. Мало
того, что подобное решение было бы реакционным, оно не могло быть
эффективным, не привело бы к повышению рождаемости потому, что
причины ослабления потребности женщины (вернее, семьи) в числе детей
связаны с образованием женщин не прямо, не непосредственно, а косвенно,
опосредованно, через систему социальных ценностей и норм,
необходимость следования которым и вызывает негативные изменения в
структуре потребностей семьи и женщины.
Специальные исследования показали также, что для эффективного
контроля рождаемости уровень образования вовсе не является необходимым
условием. Тем более, что методы, которыми еще недавно пользовалось
большинство и до сих пор пользуются многие, в основном очень
примитивны. Скажем, один из основных так называемый метод
прерывания полового сношения до начала семяизвержения, метод, который
не требует никакого образования, но зависит почти исключительно от силы
мотивации к предотвращению беременности. И мы снова приходим к
вопросу: какие силы порождают мотивацию к ограничению рождаемости?
Исследования факторов рождаемости, проводившиеся
преимущественно специалистами в области статистики и статистическими
методами, фактически были ориентированы в основном на поиск
объективных причин, вынуждающих женщин (семью) ограничивать число
своих детей. При этом исследователи исходили из подсознательного
допущения о «естественном» характере репродуктивной мотивации
женщин, о «естественном» желании любой женщины иметь много детей,
которое ограничивается лишь нехваткой внешних условий, необходимых
|