Navigation bar
  Print document Start Previous page
 2 of 76 
Next page End  

для удовлетворения такого желания. Позднее такая исследовательская
ориентация получила наименование концепции (или парадигмы) помех.
Согласно такой концепции, для повышения рождаемости нужно было
только выяснить, какие конкретные условия жизни мешают людям
(женщинам) удовлетворить свои естественные потребности в большом
числе детей, и с помощью мер социальной политики устранить эти
препятствия. И тогда, казалось, рождаемость автоматически повысится до
неопределенно высокого (до желательного, «оптимального») уровня. К
середине 1970-х гг. становится ясно, в немалой степени именно в результате
исследований, основанных на изучении мнений о наилучшем и
планируемом семьями числе детей, что это не совсем так, что большинство
семей имеет довольно четкое представление о числе детей, которое они
хотели бы иметь, и это число вполне конечное и различается в разных
социальных группах. Многие исследования, особенно наиболее крупные,
проведенные демографами НИИ ЦСУ СССР, показали, что не только
фактическое число детей в семьях обратно пропорционально уровню
благосостояния, но и желаемое, и ожидаемое (планируемое) в среднем
оказывается в обратной пропорции к материальным условиям жизни семей.
Эти результаты показали недостаточность корреляционного измерения
связи между условиями жизни и числом детей в семье, минуя фактически
самого человека, рождающего этих детей, всю совокупность
психофизической деятельности человека, связанной с деторождением. Такая
деятельность получила наименование репродуктивного поведения.
Репродуктивное поведение — система действий, отношений и
психических состояний личности, связанных с рождением или отказом
от рождения детей любой очередности, в браке или вне брака¹. Термин
«репродуктивное поведение» эмоционально нейтрален, не содержит
оценочной окраски, относится ко всем индивидам и брачным парам, не
только к тем, кто сознательно планирует размер своей семьи, но и к тем, кто
не желает такого планирования (неосознанно или вполне сознательно).
Репродуктивное поведение является частью общего поведения
личности или группы людей (одним из видов которой является семья),
относящейся предметно к определенной области жизни, а именно — к
рождению (или нерождению) детей. Это довольно широкая область
человеческой жизни, требующая от каждого человека много внимания и
усилий (независимо от размеров своих репродуктивных желаний).
Как и всякое другое поведение, репродуктивное поведение
представляет собой целостную по своим физическим и психическим
компонентам реакцию на внешние и внутренние стимулы, состоящую не
только из внешне проявляемых действий, но и внутренних, активных, но
внешне не проявляемых психических актов и состояний (импульсов,
установок, мотивов, настроений и т.п.). Внешними стимулами поведения
являются социальные ценности и нормы², внутренними — потребности¹.
                                                                
1
Борисов В.А. Демография и социальная психология. М., 1970. С. 8; Социология: словарь-
справочник. Т. 3, — М., 1991. С. 141—142; Энциклопедический социологический словарь.
— М., 1995. С. 547—548; Народонаселение: энциклопедический словарь. — М., 1994. С.
384—386).
2
Социальные ценности — явления и предметы, имеющие определенную общественную
значимость (положительную или отрицательную), вызывающие к себе определенное
отношение окружающих людей. (Энциклопедический социологический словарь. — М.,
1995. С. 872—873).
Hosted by uCoz