Внешними стимулами репродуктивного поведения являются ценность детей
и родительства для личности, семьи и общества, а также и другие
социальные ценности, так или иначе связанные с репродуктивными
ценностями, соответствующие этим ценностям социальные нормы детности
внутренними стимулами являются потребности личности и семьи в числе
детей.
Репродуктивное поведение обладает структурой, которую можно
представить в виде последовательности психических компонентов:
репродуктивные потребности, установки², мотивы, интересы, планы,
решения, действия, результаты действий. В качестве результатов
репродуктивных действий оказываются не обязательно рождение детей, но и
противозачаточные меры, и аборты. Если мы хотим повлиять на результаты
репродуктивного поведения, то должны двигаться по указанной цепочке от
ее конца к началу с тем, чтобы повлиять на формирование репродуктивных
потребностей в сторону гармонизации личных и общественных
потребностей. Если, конечно, мы знаем, каковы эти общественные
репродуктивные потребности.
Социальные нормы требования, предписания, пожелания и ожидания
соответствующего поведения. Возникновение и функционирование социальных норм
объективно обусловлено необходимостью в упорядочении общественных отношений.
(Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 454456).
«Репродуктивные нормы в качестве внешнего средства ориентации репродуктивного
поведения личности представляют собой принципы и образцы поведения, связанные с
рождением определенного числа детей и принятые в различных социальных и социально-
психологических группах. Нормы многодетности, среднедетности и малодетности
способны превращаться в обычаи и традиции в связи с устойчивостью их в ряде поколений,
с длительным сохранением даже после изменения вызвавших их обстоятельств и условий
жизни». (Антонов А.И. Репродуктивное поведение //Народонаселение энциклопедический
словарь. М., 1994. С. 385).
1
Потребность ощущение недостатка в чем-либо, состояние, стимулирующее
деятельность, направленную на восполнение этого недостатка, одна из отличительных черт
всякой жизнедеятельности. Потребности могут испытывать организмы, индивиды,
социальные группы, организации, предприятия, учреждения, общество в целом.
Человеческие потребности бывают неосознанными (их называют влечениями) и
осознанными. Потребности лежат в основе образования ценностей. Осознание
потребностей служит формированию интереса, мотива, ориентации, установки, цели,
решения, действия. (Энциклопедический социологический словарь. М., 1995. С. 572
573). Потребность в детях, по определению А.И. Антонова, «является социально-
психологическим свойством индивида, проявляющимся в том, что без наличия детей и
подобающего числа их индивид испытывает затруднения как личность». (Антонов А.И.
Проблемы социологического изучения репродуктивного поведения семьи // Вопросы
теории и методов социологических исследований. М., 1974. С. 115). Впервые, однако, о
значении потребности в детях как фактора рождаемости и необходимости изучения
вопросов формирования этой потребности писал не демограф, а выдающийся российский
экономист, специалист по экономике труда Михаил Яковлевич Сонин (См.: Сонин М.Я.
Актуальные проблемы использования рабочей силы в СССР. М., 1965. С. 36; Сонин М.Я.
О некоторых аспектах изучения закономерностей движения населения и демографической
политики // Демографическая политика. М., 1974. С. 9396.
2
Установка готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и
действиям по отношению к какому-либо объекту (Энциклопедический социологический
словарь. М., 1995. С. 844); Репродуктивная установка, психический регулятор поведения,
предрасположенность личности, определяющая согласованность разного рода действий,
обусловленных положительным или отрицательным отношением к рождению
определенного числа детей (Народонаселение: энциклопедический словарь. М., 1994. С.
383384).
|