является необщительным. Ему нелегко ориентироваться в море субъективных чувств, внутренний мир
других людей ему мало интересен, впрочем, как и свой собственный.
Этик же великолепно чувствует, с кем и на какое расстояние можно сблизиться. Поэтому он
общителен, особенно если рядом оказываются люди, которые ему внутренне симпатичны. Он с
удовольствием принимает участие в обсуждении людей и их оценке с этической точки зрения.
Критериями «хорошо плохо», «нравится не нравится» этики пользуются постоянно, благодаря
чему всегда знают, с кем, в каких отношениях они находятся. Внутренний мир другого человека
самый пристальный объект их внимания.
2.3. Социальный уровень
В
социальной жизни субъективизм этиков приводит к пристрастной позиции, что имеет как свои
положительные, так и отрицательные последствия. Защищая идеалы добра и человечности, этики
становятся хорошими выразителями интересов тех или иных социальных групп. Но, с другой стороны,
именно этики приводят к возникновению в обществе национальных, идеологических и
конфессиональных предрассудков.
Логики, как типы беспристрастные в своей основе, являются лучшими руководителями. Они
способны трезво сопоставить разные точки зрения с реальным положением дел и принять равновесное
решение. Степень их объективности будет определяться полнотой имеющейся в их распоряжении
информации. Гармония социальной жизни больше строится на логике объективных правителей, чем на
эмоциях вожаков толпы.
В любом коллективе имеется сеть неформальных контактов, которая создается и культивируется
этиками. На изучение подобных процессов направляет свои усилия социометрия метод Дж. Морено.
Однако глубоким заблуждением является утверждение о том, что в социально здоровом коллективе все
должны симпатизировать друг другу на уровне личностных предпочтений. Отобрав людей по этому
методу, вы создадите «теплую компанию» этических социотипов, не способную делать то, что надо, а
предпочитающую углублять межличностные отношения.
Скатыванию с социального уровня на чисто психологический препятствуют логические члены
коллектива. Они образуют ту его часть, которая твердо ориентирована на задачу, под которую
создавался коллектив. Однако если выбрать другую крайность и создать коллектив из одних логиков, то
социальный уровень также разрушится: ведь некому будет выступать эмоциональным индикатором
развития, общение станет сухим и скучным, будут преданы забвению этические нормы. Чисто
логический социум регулируется иерархическим государством, превращающим человека в ничего не
значащий «винтик» этой машины.
2.4. Интеллектуальный уровень
При обработке информации логик отличается полной самостоятельностью в ее оценке и
принятии решения. Он не доверяет мнениям со стороны, особенно тех людей, которых он не знает.
Логик вообще не склонен принимать во внимание субъективный фактор, стремится его всячески
нейтрализовать. Поэтому для него нет авторитетов и кем-то доказанных положений.
Этик же в этом отношении оказывается очень зависимым от мнений и оценок окружающих
людей, особенно тех, которых уважает. Субъективное мнение кого-либо для этика столь же весомо, как
и закон целесообразности для логика. Этику всегда важно, чтобы его рассуждения и выводы
подтверждались какими-либо авторитетами в соответствующей области, не противоречили бы
общепринятым правилам или стандартам. Они соблюдают принцип преемственности.
Когда логик сообщает важное сведение, он всегда доказывает свое мнение. Его обоснования
опять-таки строятся на фактах и объективных умозаключениях, в которых он не сомневается. Проблему
он анализирует всесторонне, прорабатывая все «за» и «против». Логик не склонен предлагать простые
решения запутанных проблем. Эмоциональная реакция аудитории на его выводы ему малоинтересна.
Этик предпочитает не столько доказывать свою правоту, сколько привлечь своим мнением
интересующих его людей. Этик силен в сознательном умении нравиться, он всегда делает ставку на
отношение к обсуждаемой проблеме тех людей, которые ему небезразличны. Его мышление всегда
эмоционально окрашено, хочет он того или нет. Так как решение, принятое этиком для себя, всегда
несет отпечаток личных симпатий или антипатий, он постоянно сомневается в объективности или
обоснованности своих выводов для всех.
|