римлян, и той, которая всегда оставалась независимой. В случае евреев мы не
можем подтвердить столь же судьбоносное воспроизведение прежнего положения
вещей. Наши сведения о тех временах слишком скудны, чтобы обосновать
предположение, будто северное Царство состояло из давних жителей Палестины,
а южное - из вернувшихся из Египта; но и в этом случае более поздний распад
не мог не быть связанным с предшествующим объединением. Выходцев из Египта
было, видимо, меньше, чем остальных, но они стояли на более высоком
культурном уровне. Они оказали более значительное влияние на последующую
судьбу народа, потому что принесли с собой традицию, которой у тех не было.
Вероятно, они принесли с собой кое-что еще, хоть и не столь ощутимое,
как традиция. Одна из величайших загадок древнееврейской истории связана с
появлением левитов. Говорят, что они принадлежали к одному из двенадцати
колен израилевых, колену Леви, но ни в одном предании нет и намека на то,
где проживало это племя первоначально и какая часть завоеванного Ханаана
была ему отведена. Левиты занимали самые важные посты и в то же время
отличались от жрецов. Левит - не обязательно священник; но это и не название
касты. Наше толкование Моисея подсказывает нам объяснение. Нельзя поверить,
что такой знатный человек, как Моисей, пришел к чужому народу без свиты. Он
должен был привести с собой своих ближайших людей, писцов, слуг. Это и были
первые левиты. По библейской традиции Моисей и сам левит. Но тут в Библии
ощущается явное искажение истинного положения дел: в действительности, это
левиты были людьми Моисея. Такое предположение подкрепляется фактом, на
который я указывал в своем предыдущем эссе: в более поздние времена
египетские имена встречаются только среди левитов. Можно предположить, что
какое-то число этих моисеевых спутников избежало судьбы вождя и его религии.
Впоследствии их численность возросла, и они смешались с народом, среди
которого жили, но остались по-прежнему верны своему хозяину, чтили его
память и сохраняли его учение. Ко времени союза с последователями Ягве они
составляли влиятельное меньшинство, культурно превосходившее всех прочих.
Я допускаю, - и это пока только допущение, - что за время от падения
Моисея и до принятия религии в Кадеше миновало два поколения, то есть прошло
около столетия. У меня нет возможности определить, когда произошла встреча
"неоегиптян" (как я буду называть вышедших из Египта) с их кровными
родственниками - до или после того, как те приняли религию Ягве. Это не
влияет на конечный результат. То, что произошло в Кадете, было компромиссом,
в котором безошибочно угадывается роль, сыгранная племенем Моисея.
Здесь мы опять должны привлечь на помощь обычай обрезания, который уже
сослужил нам немалую службу. В религии Ягве этот обычай превратился в закон,
и поскольку он неразрывно связан с Египтом, узаконение его означает некую
уступку людям Моисея. Они - или левиты среди них - не хотели отказаться от
этого символа своей посвященности. Они хотели сохранить от своей религии
хотя бы это и в обмен готовы были признать новое божество и все, что
говорили о нем мидианитские жрецы. Возможно, они сумели выторговать и другие
уступки. Я уже упоминал, что еврейский ритуал предписывает определенную
сдержанность в употреблении имени Бога. Вместо Ягве нужно говорить Адонай.
Очень соблазнительно привлечь и эту заповедь как свидетельство, но это будет
всего лишь догадка. Запрет на произношение имени Бога, как известно, -
древнее табу. Почему оно было возобновлено в еврейских заповедях, не вполне
ясно; не исключено, что это случилось под влиянием нового фактора - памяти
об Атоне. Нет оснований думать, что эту заповедь выполняли очень уж строго:
слово Ягве свободно употребляется при образовании множества богоподобных
имен, вроде Иоханан, Йохи, Иошуа. Тем не менее есть нечто особенное в этом
слове. Как известно, исследователи Библии различают два источника
Шестикнижия - так называемых "Ягвиста" и "Элогиста", потому что первый
употребляет священное имя Ягве, а второй - Элогим. Конечно, Элогим - это не
Адонай, но мы позволим себе привести тут цитату из Хьюго Грессмана:
"Различие имен - явное свидетельство первоначального различия богов".
Мы приняли, что узаконение обряда обрезания является свидетельством
компромисса при основании новой религии в Кадеше. В чем состояла эта
религия, говорят нам оба источника, "Я" и "Э"; их свидетельства совпадают, а
|