Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 58 
Next page End  

более подходящего приюта, чем в городе, где он возник и сложился.
     Я не только  думаю,  я знаю,  что эта  внешняя  опасность  помешает мне
опубликовать  заключительную  часть   моей  трактовки   Моисея.   Я  пытался
преодолеть  это  препятствие, сказав себе,  что  мои опасения проистекают из
переоценки значимости моей персоны и что властям, скорее всего, нет дела  до
моего  мнения  о Моисее  и  происхождении монотеистической  религии. Но я не
уверен, что правильно  оцениваю ситуацию.  Боюсь,  что  злорадство  и  жажда
сенсации  могут  с  избытком  компенсировать  ту  значимость,  которой   мне
недостает  в глазах мира.  Поэтому я не  опубликую  этот  очерк.  Но это  не
помешает мне написать  его. Тем более, что он уже  был однажды  написан, два
года назад,  и  теперь нуждается  только  в переделке и объединении  с двумя
предыдущими эссе.  Так что  пусть  он лежит в  укрытии до тех  пор,  пока не
сможет безопасно появиться на свет Божий или пока кто-нибудь другой, придя к
тем же  выводам,  не  скажет: "В  те  мрачные времена жил  человек,  который
замышлял то, что я сделал".
     Второе предисловие
     (июнь 1938, Лондон)
     Необычайные трудности, стоявшие передо мной во время работы над очерком
о Моисее - как внутренние опасения, так  и  внешние препятствия, - привели к
тому,  что  его третья  и  последняя  часть  имеет два предисловия,  которые
противоречат, в сущности - даже исключают друг друга. Ибо за короткий период
между  написанием этих двух предисловий внешние  обстоятельства жизни автора
кардинально изменились.  Прежде  я жил  под  защитой  католической  церкви и
боялся, что, опубликовав этот очерк, лишусь ее покровительства, а практики и
теоретики психоанализа в  Австрии не  смогут  продолжать свою работу. Затем,
внезапно,  грянуло немецкое  нашествие, и католицизм оказался,  как  говорит
Библия,  "сломанной  тростинкой".  Не  сомневаясь,  что  на  меня  обрушатся
преследования  -  теперь уже не только  из-за  моих трудов, но и  из-за моей
"расы" - я  со многими  друзьями  покинул город, который  с раннего детства,
семьдесят восемь лет подряд, был моим домом.
     Я нашел самый теплый прием в прекрасной, свободной, благородной Англии.
Здесь  я  живу  сейчас,  - дружелюбно  принятый  гость,  чудом спасшийся  от
преследований,  - и счастлив, что могу опять говорить и писать,  - я чуть не
сказал "думать" - так, как я хочу или должен. И теперь я решаюсь представить
читателям последнюю часть моего очерка.
     Надо  мной не  тяготеют ныне  никакие внешние препятствия  -  во всяком
случае,  такие, которые могли бы  меня  встревожить.  В последние  недели  я
получил много  приветствий от друзей,  которые пишут, как они  рады,  что  я
здесь,  а  также от незнакомых мне людей, которых вовсе  не  интересуют  мои
исследования и которые попросту выражают удовлетворение, что я  обрел  здесь
свободу  и безопасность. А  вдобавок приходит поразительное  для  иностранца
количество  писем другого рода, выражающих  заботу  о состоянии моей души  и
желание указать мне путь к Христу и просветить в отношении будущего, которое
ожидает Израиль. Все эти  добрые люди вряд ли  знают меня достаточно близко.
Боюсь,  что  после  опубликования моей  новой работы  я  утрачу  среди  этих
корреспондентов и многих других значительную часть той симпатии, которую они
дарят мне сейчас.
     Внутренние  трудности не  зависят  от  политических  режимов  и  нового
местожительства. Как и прежде, я испытываю неловкость, глядя на свою работу:
мне недостает ощущения целостности и интимности, которые должны существовать
между автором  и его творением. Не  то, чтобы  я не был  уверен в истинности
моих результатов. Эту уверенность  я обрел  уже четверть века  назад,  когда
написал  'Тотем и  табу" (1912),  и  с тех пор она только укрепилась. С того
времени я никогда не сомневался,  что  религиозные явления можно понять лишь
на основе модели невротических симптомов -  как возвращение давно  забытых и
важных  событии  в ранней  истории человеческой  семьи; что своим навязчивым
характером  эти  явления   обязаны  именно  такому  происхождению,  а   свое
Hosted by uCoz