"Моисей и монотеизм" появился на немецком языке в Амстердаме в марте
1939 года, и в день получения авторских экземпляров Фрейд написал Гансу
Захсу: "Моисей сегодня появился здесь в двух экземплярах. Мне кажется, это
достойный уход". Однако Цвейгу (в числе самых немногих) он признавался и в
другом, видимо сожалея, что опубликовал книгу в столь ужасное для еврейства
время: "Именно теперь, когда у них все отнято, мне довелось отнять у них
самого великого их человека"
"Моисеи и монотеизм" был расценен широкими кругами - и не только
ортодоксальным еврейством - как одна из самых неудачных фрейдовских работ.
Очевидная причина этого состояла в хаотической структуре, сложившейся в
результате особенностей ее написания, редактирования и переписывания.
Возраст также налагал свои ограничения... Однако в главной своей части
книга, как ни странно, лучше вынесла нападки исследователей Библии, чем
упреки биологов. Ибо в ней, в отличие от 'Тотема и табу", отвергаемое
биологией ламарково "наследование приобретенных признаков" не только
составляло неотъемлемую часть аргументации, но и объявлялось главной
причиной многовекового сохранения чувства вины в еврейской истории, якобы
передаваемого из поколения в поколение.
Фрейду оставалось жить всего шесть месяцев... Весь сентябрь его
состояние продолжало ухудшаться. Он почти не мог есть, пить и спать*. Утром
21 сентября, когда Шур** сидел у его кровати, Фрейд сказал ему: "Дорогой
Шур, вы наверняка помните наш первый разговор. Вы тогда обещали не оставлять
меня, когда наступит конец. Теперь мне не осталось ничего, кроме пытки, и я
не вижу смысла продолжать".
Шур не забыл... "Когда он снопа пиал в беспамятство, - писал он
позднее, - я ввел ему дна кубика морфия. Вскоре он почувствовал облегчение и
мирно заснул. Через двенадцать часов я повторил эту дозу. Силы его были
настолько исчерпаны, что он впал в кому и больше уже не просыпался. Он умер
в три часа утра 23 сентября 1939 года..."
(Из книги Рональда Кларка "Фрейд: человек и его дело")
* Начиная с 1923 года, когда у него был обнаружен рак полости рта,
Фрейд перенес 33 тяжелейших операции, последнюю - в августе 1939 года, в
Лондоне, за месяц до смерти, которая последовала в возрасте 83 лет. (Прим.
переводчика.) ** Макс Шур в течение одиннадцати лет был личным врачом
Фрейда. (Прим. переводчика.)
Часть 1. МОИСЕЙ КАК ЕГИПТЯНИН
Лишить народ человека, которого он прославляет как величайшего из своих
сынов, - не из тех поступков, на которые решаешься с легким сердцем,
особенно если сам принадлежишь к этому народу. Никакие соображения, однако,
не заставили бы меня отказаться от истины в пользу так называемых
"национальных интересов". Тем более что в данном случае разъяснение истинной
стороны проблемы может лишь углубить понимание сути этих интересов.
Этот человек Моисей, освободитель народа, даровавший ему его религию и
законы, жил в такие отдаленные времена, что первым делом возникает вопрос,
существовал он вообще или является легендарной фигурой. Если он
действительно жил, то это было в XIII-XIV веках до н. э.; сведения о нем
содержатся только в еврейских священных книгах и еврейской письменной
традиции. Огромное большинство исследователей, хотя и без окончательной
исторической уверенности, считает, что Моисей действительно существовал и
что исход из Египта, который он возглавил, действительно имел место. Эти
историки не без основания утверждают, что вся последующая судьба Израиля
просто не может быть понята, если с этим не согласиться. Наука сегодня
вообще стала более осторожной и относится к традиции с большим доверием, чем
на заре исторических исследований.
|