иным путем, который можно назвать "нормальным". Когда же мы не можем
объяснить реакцию ничем, кроме наследственного и психического
предрасположения, мы естественно склонны сказать, что невроз возник не
сейчас, не внезапно, а развивался исподволь, из ранних корней.
Тут выявляются два существенных пункта. Во-первых, генезис таких
неврозов неизменно восходит к самым ранним переживаниям детства (и поэтому,
кстати, бессмысленно исключать этот период из практики психоанализа);
во-вторых, точнее было бы сказать, что случаи, которые мы выделяем как
"невротические", это именно те, корни которых со всей очевидностью уходят в
наиболее сильные впечатления такого раннего периода. Эти впечатления не
преодолеваются нормальным путем, и потому мы склонны утверждать, что если бы
не то или иное детское переживание, то и никакого невроза бы не было. Для
наших целей достаточно ограничить аналогию именно такими травматическими
случаями. Однако пропасть между двумя разновидностями не кажется абсолютной.
Вполне возможно объединить обе этиологии в одной фразе: все зависит от
определения "травмы". Если предположить, что переживание приобретает
травматический характер в чисто количественном смысле (то есть, вызывает
патологические реакции лишь потому, что предъявляет слишком большие
требования к личности), то можно утверждать, что переживание, которое у
одного индивидуума порождает травму, у другого может ее не вызвать. Мы
приходим к подвижной шкале, или к так называемым "дополнительным рядам", в
которых два фактора объединяют свое воздействие на этиологию: минус в одном
факторе компенсируется плюсом в другом. Обычно оба фактора работают
совместно и только на полюсах спектра мы можем говорить о простой,
однозначной мотивации. В силу этих рассуждений можно в дальнейшем обсуждении
игнорировать разницу между травматической и нетравматической этиологией, как
несущественную, по крайней мере - в нашем случае.
Рискуя впасть в повторение, мы все же позволим себе снова сгруппировать
факты, относящиеся к этой важной аналогии. Они состоят в следующем: наши
исследования показали, что так называемый феномен (или симптомы) невроза
является следствием определенных переживаний и впечатлении, которые мы,
поэтому называем этиологической травмой. Все эти травмы относятся к раннему
детству, то есть возрасту до пяти лет. Особенно интересны впечатления,
относящиеся к тому времени, когда ребенок еще не говорит. Самым важным
является период между двумя и четырьмя годами. Мы, однако, не можем сказать,
как рано возникает эта чувствительность к травмам вообще.
Как правило, упомянутые переживания забываются и впоследствии
недоступны для памяти. Они относятся к периоду инфантильной амнезии, которая
лишь порой прорывается какими-нибудь изолированными, отрывочными
воспоминаниями, так называемыми припоминаниями из-за экрана".
Впечатления эти связаны с различными агрессивными и сексуальными
воздействиями на ребенка, а также с ранними обидами, которые больно ударили
когда-то по младенческому нарциссизму. Следует добавить, что дети в таком
раннем возрасте еще не проводят столь четкого различия между собственно
сексуальными и чисто агрессивными действиями, какое проводят позже взрослые
("садистская" интерпретация детьми подсмотренного сексуального акта -
характерный тому пример). Неудивительно поэтому, что во всем этом комплексе
переживаний преобладает сексуальный фактор, и теория обязана принять это во
внимание.
Эти три особенности: переживания первых пяти лет жизни, последующее
забывание и наличие сексуально-агрессивного момента - тесно связаны друг с
другом. Травмы - это либо физические воздействия, либо восприятия, особенно
зрительные и слуховые; иными словами, это переживания или впечатления.
Единство трех перечисленных выше характеристик установлено теоретически, на
основе аналитических исследований; только психоанализ способен дать нам
сведения об этих забытых детских впечатлениях, или - говоря более конкретно,
хотя и неточно - "вернуть" эти забытые впечатления в память. Теория
утверждает, что, вопреки распространенному убеждению, сексуальная жизнь
человека (или то, что позднее ей соответствует) проходит ранний пик, который
|