Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 58 
Next page End  

иным путем,  который  можно  назвать  "нормальным".  Когда  же  мы не  можем
объяснить   реакцию   ничем,   кроме    наследственного    и    психического
предрасположения,  мы  естественно  склонны  сказать,  что  невроз возник не
сейчас, не внезапно, а развивался исподволь, из ранних корней.
     Тут  выявляются  два  существенных  пункта.  Во-первых,  генезис  таких
неврозов неизменно восходит к самым ранним переживаниям  детства (и поэтому,
кстати,  бессмысленно  исключать  этот  период  из  практики  психоанализа);
во-вторых,  точнее было  бы  сказать, что случаи,  которые  мы выделяем  как
"невротические", это именно те, корни которых со  всей очевидностью уходят в
наиболее  сильные  впечатления  такого раннего  периода. Эти впечатления  не
преодолеваются нормальным путем, и потому мы склонны утверждать, что если бы
не  то  или иное детское переживание,  то и никакого невроза бы не было. Для
наших  целей достаточно ограничить  аналогию  именно  такими травматическими
случаями. Однако пропасть между двумя разновидностями не кажется абсолютной.
Вполне  возможно объединить обе этиологии  в  одной  фразе:  все  зависит от
определения   "травмы".  Если  предположить,  что   переживание  приобретает
травматический  характер  в чисто количественном смысле  (то есть,  вызывает
патологические  реакции   лишь   потому,  что  предъявляет  слишком  большие
требования  к личности), то  можно  утверждать,  что переживание, которое  у
одного  индивидуума  порождает травму, у другого  может  ее не  вызвать.  Мы
приходим к подвижной шкале, или  к так  называемым "дополнительным рядам", в
которых два  фактора объединяют свое воздействие на этиологию: минус в одном
факторе  компенсируется  плюсом  в  другом.   Обычно  оба  фактора  работают
совместно  и  только  на  полюсах  спектра  мы  можем  говорить  о  простой,
однозначной мотивации. В силу этих рассуждений можно в дальнейшем обсуждении
игнорировать разницу между травматической и нетравматической этиологией, как
несущественную, по крайней мере - в нашем случае.
     Рискуя впасть в повторение, мы все же позволим себе снова сгруппировать
факты,  относящиеся  к этой важной аналогии.  Они  состоят в следующем: наши
исследования показали, что так  называемый  феномен  (или симптомы)  невроза
является  следствием определенных переживаний  и  впечатлении,  которые  мы,
поэтому называем этиологической травмой. Все эти травмы относятся к  раннему
детству,  то  есть возрасту  до  пяти  лет. Особенно интересны  впечатления,
относящиеся  к  тому времени,  когда  ребенок еще  не  говорит. Самым важным
является период между двумя и четырьмя годами. Мы, однако, не можем сказать,
как рано возникает эта чувствительность к травмам вообще.
     Как   правило,   упомянутые  переживания   забываются  и   впоследствии
недоступны для памяти. Они относятся к периоду инфантильной амнезии, которая
лишь    порой   прорывается   какими-нибудь    изолированными,   отрывочными
воспоминаниями, так называемыми припоминаниями из-за экрана".
     Впечатления  эти  связаны  с  различными  агрессивными  и  сексуальными
воздействиями на ребенка, а также  с ранними обидами, которые больно ударили
когда-то по младенческому нарциссизму. Следует  добавить, что  дети в  таком
раннем  возрасте еще  не проводят  столь  четкого  различия между собственно
сексуальными и чисто агрессивными действиями, какое  проводят позже взрослые
("садистская"  интерпретация  детьми  подсмотренного  сексуального  акта   -
характерный тому пример). Неудивительно поэтому,  что во всем этом комплексе
переживаний преобладает сексуальный фактор, и теория обязана принять это  во
внимание.
     Эти  три особенности:  переживания  первых пяти лет  жизни, последующее
забывание и  наличие сексуально-агрессивного момента  - тесно связаны друг с
другом. Травмы - это либо  физические воздействия, либо восприятия, особенно
зрительные  и слуховые;  иными  словами,  это переживания  или  впечатления.
Единство трех перечисленных выше характеристик установлено теоретически,  на
основе  аналитических исследований;  только  психоанализ  способен  дать нам
сведения об этих забытых детских впечатлениях, или - говоря более конкретно,
хотя  и  неточно  -  "вернуть"  эти забытые  впечатления  в  память.  Теория
утверждает,  что,  вопреки  распространенному убеждению,  сексуальная  жизнь
человека (или то, что позднее ей соответствует) проходит ранний пик, который
Hosted by uCoz