переработанной второй - комбинация, которая чревата многочисленными
повторениями.
Я мог бы, правда, утешить себя соображением, что поднятая мною проблема
настолько нова и значительна, что, независимо даже от того, верно ли я ее
излагаю, будет не таким уж большим недостатком, если читателю придется
читать о ней дважды. Некоторые вещи заслуживают повторения, да и тогда этого
недостаточно. Однако несравненно лучше все же предоставить свободной воле
читателя - размышлять над проблемой или возвращаться к ней еще раз. Негоже
подкреплять свои выводы, лукавым образом преподнося одну и ту же тему
дважды. Идя на это, ты всего лишь обнаруживаешь свою писательскую
неуклюжесть и вынужден нести за это вину. Но, увы - творческий порыв не
всегда следует благим намерениям автора. Бывает, что книга растет, как
хочет, а порой встает перед автором как совершенно независимое и даже чуждое
ему творение.
2. Народ Израиля
Коль скоро мы ясно понимаем, что предлагаемая нами процедура:
извлечение из традиции только полезного и отбрасывание непригодного с тем,
чтобы затем соединить отобранное в соответствии с психологической
вероятностью - повторяю, коль скоро мы понимаем, что подобная процедура ни в
малейшей степени не гарантирует приближения к истине, то вполне законно
спросить, почему мы предпринимаем подобную попытку. В ответ я вынужден
сослаться на результаты. Если мы существенно ослабим строгие ограничения,
обычно накладываемые на исторические и психологические исследования, то этим
можем открыть путь к уяснению проблем, и всегда-то казавшихся достойными
внимания, а сейчас - в свете недавних событий - снова приковавшими его к
себе. Известно, что из всех народов, населявших в древности
средиземноморский бассейн, евреи, видимо, - единственные, все еще
существующие под тем же именем и, вероятно, с теми же чертами. Они с
беспримерной силой сопротивлялись ударам судьбы и преследованиям, выработали
специфические национальные особенности и попутно снискали себе искреннюю
неприязнь всех прочих народов. Вполне естественно желание лучше понять,
откуда у евреев такая сила сопротивления и как их характер связан с их
судьбой.
Мы могли бы начать с одной специфической еврейской черты, которая
определяет их отношение к другим людям. Нет сомнения, что евреи
исключительно высокого мнения о самих себе и считают себя благороднее, выше
окружающих людей, от которых они отделены, вдобавок, и многими своими
обычаями. При этом они воодушевлены особой верой в жизнь, какую дает лишь
тайное обладание неким бесценным даром; им присущ своего рода оптимизм.
Религиозный человек назвал бы это, пожалуй, верой в Бога.
Нам известна причина такого их поведения и природа их бесценного
сокровища. Они действительно считают себя избранным народом Бога; они
уверены, что особенно близки к Нему, и это наполняет их гордостью и
уверенностью. Вполне надежные источники говорят, что они и в эллинистические
времена вели себя так же. Иными словами, еврейский характер уже тогда был
таким, как сейчас, и греки, среди которых и рядом с которыми они жили,
относились к этим еврейским особенностям так же, как современные их
"хозяева" сегодня. Греки относились к ним так, что кажется, будто они тоже
верили в ту предпочтительность, на которую претендовали сами израилиты.
Когда кто-то объявляет себя любимцем наводящего ужас отца, немудрено, что
прочие братья и сестры его ревнуют. К чему ведет такая ревность, прелестно
показано в еврейской легенде о Иосифе и его братьях. Но последующий ход
мировой истории как будто бы оправдывает эти еврейские претензии, ибо, когда
позднее Бог согласился послать людям мессию и искупителя, он снова выбрал
его из еврейской среды. Тут уж другие народы как будто вполне имели
основания сказать: "Они действительно правы - они избранный Богом народ".
Вместо чего случилось так, что искупление через Иисуса Христа навлекло на
евреев еще большую ненависть, а сами они не извлекли никакой пользы из этого
вторичного доказательства своей избранности, поскольку не признали
|